ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> TERRA ECONOMICS >> Экономическая практика >> Причины возвышения слоя людей известности

Причины возвышения слоя людей известности

Печать
АвторЛ.Е. Гринин  
Причины роста значения известности и людей, обладающих ею, заключаются в огромных социальных переменах, связанных с информационными технологиями. 

1. Изменения технической базы. Выделение слоя известных людей напрямую связано со следующими факторами: с произошедшей революцией в формах информации, изменившей скорость и широту ее распространения, силу воздействия; с формированием единого информационного пространства; с огромными изменениями в транспорте и связи, позволяющими легко перемещаться по всему миру и при этом постоянно поддерживать связь с разными точками планеты (см.: Butler 1991; Webster 1999; Meyrowitz 1999; Marvin 1999; Flichy 1999; Herman, McChesney 1999; Morley, Robins 1999). Причем любое перемещение звезд становится также и информационным событием.

2. Изменения материальной базы. Создание, обработка и передача информации превратились в крупнейший и быстро растущий сектор экономики с огромными капиталами и доходами. А люди известности представляют его важнейшую часть[1]. Фактически сложился очень сильный блок, включающий бизнес и другие сферы деятельности (шоу-бизнес, реклама, мода и некоторые другие, средства массовой информации и культуры), который имеет огромную заинтересованность во влиянии на сознание, вкусы, интересы, предпочтения населения. Огромные обороты шоу-бизнеса, средств информации, рекламных компаний создают мощнейший фундамент для количественного роста слоя людей известности и его значимости. Очевидно, что чем богаче эти секторы экономики, тем более заметными будут роль и влияние знаменитостей.

3. Изменение типа производства и распределения благ:

а) производство товаров массового спроса создало новое «массовое» общество и новых потребителей;

б) изменилось производство и распределение духовных благ, в результате чего расцвела массовая и популярная культура, которая вообще немыслима без известных людей[2]. Последние оказывают огромное влияние на мировоззрение, поведение и даже структуру всего общества. В частности, социологи заметили, что на смену «героям производства» пришли «герои потребления». Люди известности в какой-то мере - авангард «героев потребления». Они не только участвуют в рекламе товаров, но и создают стереотипы образа жизни, установки на то, к чему должен стремиться человек и в главном, и в мелочах;

в) потребление продукции, в создании которой участвуют знаменитости, в определенной мере можно рассматривать и как «статусное», то есть такое, которое повышает статус и самооценку людей (см., например: Басин, Краснов 1969).

4. Особые свойства информации как товара:

а) информация становится товаром массового спроса, а следовательно, объемы ее реализации колоссально возрастают. В целом информация стала новым и весьма ценным видом богатства, благодаря которому те, кто его распределяет, успешно делают карьеру и деньги;

б) возможность влиять на людей с помощью владения информацией или контроля над ее распределением, прохождением, интерпретацией; способность средств массовой коммуникации к мифотворчеству. Обладая такой властью над умами и пользуясь всеми правами и свободами, можно создать известность и дутый имидж кому угодно, внушить совершенно искаженные представления о товаре и человеке;

в) отсутствие привычного материального вида товара, тем более с учетом того, что большая его доля преподносится «бесплатно». Это ослабляет внутренний контроль потребителей, появляющийся, когда надо тратить деньги. Для большинства же людей их личное внимание, время, влияние на психику пока еще не являются ценностями, сравнимыми с деньгами.

5. Изменения в образе жизни. Изменяются и стереотипы поведения людей, а также моральная оценка развлечений и без-удержного потребления. Современное общество в развитых странах - это общество, в котором у основной части населения имеется достаточно большой досуг, который надо чем-то занять. Это предопределило мощный рост развлекательного сектора, что в совокупности с быстрым ростом информационной сферы обеспечило условия для роста влияния слоя известных персон.

6. Коммерциализация и фальсификация известности. Поскольку известность дает огромную прибыль, усиливается стремление создать незаслуженную, «искусственную» известность, то есть она все чаще формируется за счет «раскрутки» в СМИ и других пиар-приемов. Фактически известность и слава фальсифицируются, отделяются от таланта и заслуг, которые, собственно, и должны их создавать. В них иногда и вовсе отсутствует заслуженность подобно тому, как в якобы золотой монете может не быть золота. Вместе с массовым производством возникли «фабрики звезд». По сути, это почти такой же промышленный процесс, как производство колбасы из сои и целлюлозы вместо мяса, при этом потребителя обманывают красивой упаковкой, на которой отсутствует информация об истинном составе продукта.



[1] Например, Р. Даер пишет о кинозвездах, что они в большой степени рассматриваются как жизненно важные элементы экономики Голливуда с точки зрения: а) капитала, то есть звезды рассматриваются как капитал, которым обладают киностудии; б) инвестиций, то есть звезды являются гарантией или залогом от потери инвестиций и получения прибыли; в) затрат: звезды являются главной составляющей частью бюджета фильма, поэтому обращаться с ними в процессе съемок следует заботливо и корректно; г) рынка сбыта: звезды используются, чтобы продать фильм, организовать рынок сбыта (Dyer 1992: 11). Думаю, это полностью и даже в большей степени относится к шоу-бизнесу.

[2] Присутствие звезд необходимо как для визуального удовольствия зрителей, так и для коммерческой стороны на телевидении и в кинематографе (Butler 1991: 15).

К содержанию

Вперёд

Назад


21.09.2010 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение