Пассажир на службе метрополитену |
10.07.2017 г. | ||
Семантика управления пассажиропотоком
Московский метрополитен получил толику
чёрного пиара. В прессе появились сообщения, что пассажиров хотят убедить не
пользоваться подземкой в часы пик. Официальным лицам метрополитена пришлось заявлять,
что ничего такого не предполагалось, и журналисты намеренно сгустили краски,
дав яркие, но некорректные заголовки своим материалам. Камнем, вызвавшим круги
на воде, стала реплика Романа Латыпова (первый заместитель начальника ГУП «Московский
метрополитен» по стратегическому развитию и клиентской работе) ,
обмолвившегося, что руководство метро рассматривает «возможность мотивации … мягкими способами переводить людей во
«внепик». (цитируется по газете
«Труд») Несомненно, перегруженность поездов
- это реальная проблема, которую как-то надо решать. Однако нелишне обратить внимание на то, каким
путём идёт мысль стратегов от метрополитена. В приведённой фразе есть отточие
на месте пропущенного слова. Это слово «более». Интересно, с чем сравнивает
свои инициативы господин Латыпов. А вот с чем:
в некоторых странах для разгрузки метро была введена повышенная плата за
проезд в часы пик. «Это может помочь. -
резюмирует Латыпов, - Например, в Лондоне, когда это было - это помогло, с
другой стороны, мы видели опыт в Пекине, там не были результаты столь же
большие, как в Лондоне». Видимо, с
оглядкой на Пекин у нас пока планируются более мягкие меры. Например, на
некоторых станциях размещаются плакаты с указанием загрузки поездов по часам.
Предполагается, что люди, ознакомившись с этой информацией, сдвинут время своей
поездки. Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по труду и социальной
политике, считает, что это
можно интерпретировать как подготовку к введению повышенного тарифа за поездку
в часы пик: "Сначала "мягкие меры" - напоминание, что в час пик
метро перегружено , а то люди сами не знают, что метро перегружено...
Одновременно с этим напоминают, что есть европейский опыт, когда в часы пик
стоимость метро увеличивается; и это сделано для того, чтобы регулировать
пассажиропоток". Понятно,
что если подобное случится, это ударит по карману большинства москвичей, за
исключением богатых, которые на метро не ездят, особенно в час пик. Пока реакция на информационный вброс
была острой и негативной, но, как говорится, тема открыта. Угроза возникла. Однако стоит разобраться с самой
логикой обсуждения. Если смотреть на ситуацию глазами господина Латыпова,
получается следующая картинка. Есть замечательное транспортное предприятие -
Московский метрополитен. И есть несознательные граждане, которые зачем-то
создают пиковые нагрузки, набиваются в поезда, увеличивая их износ, при этом
мешая друг другу наслаждаться комфортом подземной поездки. Надо призвать
граждан быть более сознательными, и ездить, равномерно распределяясь по
времени. Для воспитания сознательного отношения следует вывесить плакатики. А
не поможет… Что ж, можно и ввести «штрафной» тариф. Очевидно, что при таком подходе
часть существенных смыслов просто теряется. Метрополитен существует именно для того, чтобы перевозить пассажиров.
Более того, в Москве (как и в других больших городах) метрополитен - основной
вид общественного транспорта. Это своего рода кровеносная система города. ГУП «Московский
метрополитен» - естественный монополист. А естественная монополия - это не
столько экономическая, сколько социальная категория. Метро выполняет социальную функцию. Не стоит
об этом забывать за разговорами о его экономической эффективности. То, что часы пик проходят с такой
перегрузкой, свидетельствует о том, что организм города не очень здоров.
Распределение рабочих мест плохо ложится на распределение людских ресурсов. Но
на работе всем нужно быть вовремя.
Каждый едет к заветному часу и вносит свой вклад в образование толпы. Господин
Латыпов считает, что можно выехать немного пораньше. И то, что это означает
увеличение продолжительности рабочего дня, между прочим, без увеличения оплаты,
а главное - уменьшение времени на отдых
и личную жизнь, его не очень волнует. Чисто ведомственный подход там, где
должно быть государственное мышление. Повесить плакатики или повысить
тариф, который люди будут вынуждены платить, так как альтернативного варианта
добраться до работы всё равно не
появится, гораздо проще, чем строить новые линии и увеличивать интенсивность
движения поездов (это на уровне метрополитена) или управлять размещением
рабочих мест (на уровне города). Подобный подход показывает масштаб тех, кто
оказывается на ответственных местах, и этот личностный масштаб явно не
соответствует занимаемой должности.
| ||
Наверх |