ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> История >> "Культурная революция" 20-30-х годов XX-го века и её последствия для России

"Культурная революция" 20-30-х годов XX-го века и её последствия для России

Печать
АвторА. М. Лесовиченко  

 Статья написана по докладу, прочтённому на Новосибирских Рождественских чтениях 1 декабря 2016 г.

proletkult.jpg

    Рассматривая процессы развития  культуры советской эпохи, надо учитывать их крайнюю противоречивость, вызванную взаимоисключающими посылами, идущими, с одной стороны, от тысячелетней традиции русского православия, с другой стороны, от богоборческой идеологии коммунистов. За первой – стабильный, отшлифованный веками уклад жизни, система нравственных ценностей и эстетических принципов, «вселенское сочувствие русской души». За второй – агрессивность, готовность к разрушению, физическому притеснению и моральному унижению любого инакомыслия, узость и догматизм мышления. Естественно, живая ткань культуры не могла при таких условиях не породить много странных явлений, сочетающих, казалось бы, несочетаемое. Некоторые из них оказались яркими и жизнеспособными, другие, напротив, искусственно сконструированными и бессильными.

   Остановимся на тех явлениях и процессах, которые касались церковного наследия.

   Знаком первых лет советской власти стала уже довольно далёкая для нас, но  весьма жутковатой организация – Пролеткульт («пролетарская культура»).

  Не будем вдаваться в тонкости её идеологии и практики. Познакомимся с программным произведением, строки из которого помещали над зданиями этой организации – стихотворением Владимира Кириллова «Мы». Вот некоторые строки из него: 

Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля; 
Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты", 
Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, 
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
 

<...>

Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий, 
Грозной борьбою, страданьем наш дух закален. 
Всё - мы, во всем - мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

[Курсив мой – А.Л.]  [1, c. 322-323].

      Конечно, в 1917 году, когда стихотворение появилось, оно ещё не отражало каких-либо событий, но очень скоро стало знаменем реального разрушения и насилия над церковной и светской культурой.

   В поздней советской исследовательской литературе было принято отмежёвываться от Пролеткульта. Литературовед С Шешуков, например,  писал: «Пролеткультовцы стояли за создание пролетарской культуры. Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить,,, Теории пролеткульта был нанесён смертельный удар В. И. Лениным и нашей партией». При этом учёный признаёт, что « некоторые пролеткультовские тенденции оказались живучими и давали о себе знать на протяжении десятилетий» [2, с.31]. 

    Действительно, Ленина беспокоило, что массовая организация радикальной идеологии, возникшая между февралём и октябрём 1917 года, может оказаться конкурентом большевистской партии. Была проведена серьёзная работа по «приручению» Пролеткульта. В 1923 году он вошёл в Наркомпрос на правах отдела, постепенно потерял общественное влияние и в 1932 прекратил существование.Однако на пролеткультовской идее разрушения всего, что, по мнению идеологов организации, не соответствует запросам пролетариата, родилась многоглавая гидра «Российских ассоциаций», проводящих «пролетарскую культуру» через отдельные виды творчества: литературу (РАПП), музыку (РАПМ), изобразительное искусство (РАПХ). Кроме того, идеологическое управление культурой перешло непосредственно к большевистским партийным органам, которые относились к дореволюционному наследию не лучше пролеткультовского, а в отношении к Церкви даже хуже. Это следовало из взглядов вождей на религию.

      Для Ленина «религия – род духовной сивухи» [3, с. 143]. Он ставил задачу: «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» [4, с. 418]. Нарком просвещения А. В. Луначарский в речи на 1 съезде воинствующих безбожников  (1925)   поясняет и тактические вопросы реализации этих тезисов. В частности, он говорит: « Самое своеобразное в нашей борьбе против религии заключается в том, что вражда здесь у нас самая сильная, самая глубокая… И тем не менее, как раз в этом месте нашего соприкосновения со старым миром, где взаимная ненависть очень жгуча и где опасность для обеих сторон очень велика, мы не можем пустить в ход никакого прямого оружия, мы совершенно не можем действовать открытой силою» [5., с. 53]. Дальше объясняет способы «ненасильственного» уничтожения религии.    Одним из таких методов был указ Наркомпроса 1924 года о запрещении к использованию и об изъятии из библиотек всей религиозной литературы.

     Отношение большевистских идеологов к искусству тоже было весьма специфическим. Лучше и откровеннее всего выразился Ленин: «Я, знаете, в искусстве не силен ...  Искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандистская роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его дзык! дзык! вырежем. За ненужностью» (из воспоминаний художника Ю. Анненкова) [6, с. 269].

     Значительный ресурс искусства вождь видит в том, чтобы направить его на борьбу с Церковью: «Нам мало уничтожить Церковь, нам надо её заменить на единственный общественный институт, который может это сделать – театр» [7]. Фактически Ленин задал импульс приданию деятелям искусства, в определённой мере, того статуса, который до сих пор занимали священнослужители.

      В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» был дан старт образованию творческих союзов (писателей, композиторов, художников), посредством которых создавались условия для творчества, но само творчество ставилось под  невыносимый прессинг. Поэт Илья Сельвинский напишет в дневнике:

«Для меня рублишко не задача.

Скажем откровенно не бобыль.

У меня литфондовская дача,

Телевизор и автомобиль.

Захочу – могу в кабину сесть

И проехаться Москва – Мацеста.

Всё на свете, дорогие, есть!

Только нет на мне живого места»

(1952). [8, с. 18].

 

В 1956 добавит:

«Ещё о тридцатом годе.

Я на глазах седел.

Отчего бы? Ведь ни при Ягоде,

Ни при Берии я не сидел». [8,с. 18-19].

 

    Разумеется, творческий процесс не может остановить никакое давление. Искусство советской эпохи  разнообразно. Рассмотрим, что проросло  в условиях тоталитарной идеологии в плане художественного осмысления церковного наследия.

    Конечно, прежде всего, критика религии – плакат. Атеистическая установка неплодотворна. Художники, даже талантливые выдают тусклые произведения, в прямом смысле «безобразные» (без одухотворяющего образа), но в большом количестве. Каких только кощунств здесь нет! Издеваются и над иконами и над крестами и над праздниками. Как достижение показывают разбитые колокола и взорванные здания. Поощряют доносительство.

     Удивительно  слабо звучит мощный голос Владимира Маяковского в клеветнической рифмованной агитке - стихотворении «О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней» 1923 года:

«Зовет патриарх Тихон
на власть Советов восстать народ.
 За границу Тихон протягивает ручку,
зовет назад белогвардейскую кучку.
Его святейшеству надо,
чтоб шли от царя рубли да награда.
Чтоб около помещика-вора
кормилась и поповская свора.
Шалишь, отец патриарше, —
никому не отдадим свободы нашей!

За это
власть Советов,
 вами избранные люди,
за это —
патриарха Тихона судят» [9].
   

     По содержанию нельзя не признать эти вирши совершенно несправедливыми. Видимо, «кошка знала, чьё мясо съела», поэтому произведение получилось откровенно неудачным.

mayakovskiy.jpg

Владимир Маяковский РОСТА №866, январь 1921

   В некоторых случаях пролеткультовская установка  преодолевалась честностью автора. В этом смысле, показательна повесть Константина Федина «Наровчатская хроника» (1925) [10], написанная от лица молодого монастырского послушника. Несмотря на сатирический посыл, книга вышла искренней и печальной. Ожидание расправы, ограбления и окончательного изгнания делает церковных людей – монахов и священников – неуверенными и растерянными. Кульминационный эпизод, когда сложивший с себя духовный сан бывший священник от безысходности пьёт какую-то сомнительную жидкость (отравление которой, в конце концов, сведёт его в могилу) и в пьяном угаре стреляет из пистолета по иконам, наверное, должен был рассматриваться как юмор, но вызывает только чувство горечи.

    Специфическим явлением в плане переосмысления церковной традиции представляется песня Александра Давиденко на стихи Николая Асеева «Конница Будённого». Казалось бы, банальный армейский панегирик, но поэтический текст первой строфы явно выводит за пределы обыденности:

«С неба полудённого

Жара не подступи.

Конная Будённого

Раскинулась в степи» [11, с. 69].

   Если соотнести это с издевательской интерпретацией ожиданий первых христиан, предложенной А. В. Луначарским в диспуте с обновленческим «митрополитом» Александром Введенским: «На облаках должен был спуститься сын божий во главе значительных отрядов своеобразной революционной Красной армии из ангелов, которые должны были помочь совершиться на земле перевороту» [12], - возникает смысловая двойственность, усиленная патетической мелодией, интонации которой соотносимы (вряд ли сознательно) с формулами церковных песнопений.

    Пролеткультовский удар по культуре России имел кроме разрушительной силы и стимулирующий эффект тоже. Худа без добра не бывает. Церкви массово взрывались, но кое-где это заставило специалистов сосредоточиться на фиксации их образов. К примеру, архитектор П. Д. Барановский так тщательно описал параметры разрушенной церкви, посвящённой иконе  Божьей Матери «Казанская» на Красной площади, что в 90-х годах она была восстановлена точно в своём первозданном облике (в дореволюционной России подобными вопросами занимались мало). Многочисленными стали опыты по раскрытию древней живописи на почитаемых иконах, благодаря чему стали известны подлинные шедевры русского искусства XIV-XVI веков, «спрятанные» под более поздними слоями изображений, в т.ч. созданные Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Дионисием.

    Нельзя не упомянуть появления выдающихся богословских и религиозно-философских трудов. За рубежом - Н. А. Бердяев  «Истоки и смысл русского коммунизма»,  о. Сергий Булгаков «Купина Неопалимая»,  о. Георгий Флоровский «Пути русского богословия», И. А. Ильин «Основы христианской культуры».  В СССР – о. Павел Флоренский «Иконостас», А. Ф. Лосев  «Диалектика мифа». Это достойный  ответ революционным богоборцам.

    Родились замечательные поэтические образы, вдохновлённые христианскими идеями. Их много у Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Николая Клюева. Особенно часто к ним обращается Максимилиан Волошин.

    Выдающиеся произведения на религиозные темы создали скульптор С.Т. Конёнков, живописцы К.Ф. Юон, М. В. Нестеров. Особо хочется выделить грандиозный цикл портретов Павла Дмитриевича Корина «Реквием» (по предложению Максима Горького называется также «Русь уходящая»). замысел которого возник под впечатлением похорон патриарха Тихона.

Павел Корин Реквием. Русь уходящая

Павел Корин "Реквием. Русь уходящая", 1935-1959

    Возможно, как замещение церковной темы нужно понимать образы природы, очень популярные в литературе 30-х годов. Во всяком случае, М. М. Пришвин говорит в своём дневнике об этом прямо: «Сколько в народе нашем таится неизжитой любви, и вот эту любовь свою узнают в моих книгах, и этим вольным священником или попиком народ держит меня при себе. В этом разгадка моей «природы» [13].

    С начало Великой Отечественной войны атеистическая агрессия в культуре уменьшилась. Постепенно даже начали кое-что церковное восстанавливать под знаком сохранения исторического наследия в художественно-музейном значении. В 60-е годы в искусствоведческой и филологической практике даже стали появляться элементы просветительской деятельности, присущей священнослужителям. Однако до конца советской эпохи рецидивы антирелигиозной борьбы проявлялись. Мне самому довелось быть свидетелем «дознания» в 1984 году в Улан-Удэ по поводу исполнения студенческим хором института культуры концерта Д. С. Бортнянского с каноническим текстом. Это притом, что  произведение уже было записано на пластинки московскими хорами, имелись современные издания его нот.

    Фактически в эти годы   работа выполнялась в соответствии с пожеланием М. Горького, высказанным в речи на II съезде воинствующих безбожников в 1929: «Дело не в том, чтобы ломать церкви, а в том, чтобы люди забыли о церквах, чтобы туда никто не ходил» [14].

    С прекращением советской власти атеистическое безумие окончилось, но заложенные в 20-е годы пролеткультовские традиции дают о себе знать до сих пор. Только так можно объяснить яростное сопротивление некоторой части общества включению в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Только так можно понимать моду среди некоторых деятелей искусства устраивать кощунственные акции, очень напоминающие представления безбожников в агиттеатрах 20-х годов.

    Достижение согласия в обществе невозможно без преодоления культурного конфликта, затеянного революционерами сто лет назад. Пути движения здесь известны и всем понятны. Нужно строить церкви и монастыри, развивать церковно-просветительскую работу. Только нужно осознать, что это дело не только тех, кто находится в церковной ограде, но всех здравомыслящих людей, желающих мира и процветания нашей стране.      

 

 Опубликовано в сокращении: Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, 2017, №1-2 (29). – С. 30-32.

 

Литература:

1. Лирика 20-х годов. – Фрунзе: Кыргызстан, 1976. – 656с.

2. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х годов. – М.: Московский рабочий, 1970. – 352с.

3. Ленин В. И. ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 143.

4. Ленин В. И. ПСС. 5-е изд., т.17, с. 418.

5. Луначарский А. В. Религия и просвещение. Речь на 1 всесоюзном съезде безбожников // http://www.litmir.co/br/?b=134157&p=53

6. Анненков Дневник моих встреч. – М.: Искусство, 1991. – Т.2. – 303с.

7. Астахов Н. Для чего нужен театр государству Российскому? // http://www.theatreglas.ru/dlya-chego-nuzhen-teatr-gosudarstvu-rossijskomu/

8. Сельвинский И. Pro domo sua. Стихи. – М.: Правда, 1990. – 32с.

9.Маяковский В.В. О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней? // https://45parallel.net/vladimir_mayakovskiy/ o_patriarkhe_tikhone_pochemu_sud_nad_milostyu_ikhney.html

10. Федин К. Наровчатская хроника. – М.: Терра, 2008. – 32с.

11. Путь Октября. -  М., б.г. – 72с.

12. Луначарский А. В.. Христианство или коммунизм. Диспут с митрополитом А. Введенским. Государственное издательство, Ленинград, 1926 // http://www.runivers.ru/philosophy/chronograph/436128/

13. Пришвин М.М. Дневники.- М.: Правда, 1990. – С.441.

14. Горький М. Речь на II всесоюзном съезде воинствующих безбожников // sozicatel-51. livejournal.com/2002376.html 


11.07.2017 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение