Зал исторической живописи №1 |
19.08.2017 г. | ||||||||||||||||
Живопись позволяет заглянуть в ключевые моменты истории, увидеть исторические события под определённым углом. Обращение к исторической живописи помогает лучше узнать прошлое, а это, в свою очередь, даёт возможность разобраться с тем, почему мы находимся именно в таком настоящем и через это уяснить, что следует изменить в будущем. Современные живописцы часто обращаются к исторической тематике и массив добротных исторических произведений достаточно большой. На главную страницу Арт-галереи>>> Павел РыженкоПавел Викторович Рыженко (1970-2014) родился в г. Калуга. Учился в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества у Ильи Глазунова. Окончил Академию в 1994 г. Потом был в ней аспирантом и преподавателем. Работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. В 2011 г. удостоин завния Заслуженный художник Российской Федерации.
На картине - весна: выставлены ульи, цветут яблони. Монах белит стволы. Зовут монаха Ослябей. Родом он боярин, военное дело ему знакомо. Придётся ли ему собирать урожай в монастырском саду? Впереди у Осляби - Куликовская битва. Знает ли он своё будущее? О чём задумался он, тяжело облокотившись на дерево?
Царь Всея Руси Иоанн Васильевич кормит птиц. Мы привыкли называть его Грозным, а оне мог быть и таким - тихим и молитвенно-созерцательным.
Особу Императора охраняли казаки - Собственный Его Величества конвой. Лишаясь престола, Государь Император расставался с этой элитной частью. Далее Его Величество ждали арест и мученичская кончина. Картина - 1-я часть триптиха "Царская Голгофа".
Закончилась Гражданская война. Радостна ли победа? Один из победителей приехал на кладбище, где покоится его жена. Вербное воскресенье. Возможно, в первый раз за долгие годы человек обращается к Богу. Картина - вторая часть триптиха "Покаяние".
Животные тянутся к святому. На Афоне кошки живут рядом с монахами. Однако вот что говорил сам старец Силуан об отношении к животным: "Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать - есть неразумие души. Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением. Звери, скотина и всякое животное - есть земля, а мы не должны умом привязываться к земле, но всею силою ума любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть пред ними; они молятся за нас и печальны бывают, когда мы пренебрегаем заповедью Божию."
В 1945 году Пасха пришлась на 6 мая (совпала с днем памяти покровителя русского воинства Геогргия Победоносца). А тут и Победа подоспела... Столько молились о дарованиии победы... Слава Тебе, Господи, что не оставляешь милостью рабов Твоих.
Сайда АфонинаСайда Мунировна Афонина родилась в 1965 г. в г. Сызрань ( Самарская обл.). Окончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, а потом Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (выпуск 1995 г., аспирантура 1998-2000 гг.). В настоящее время живёт в Москве. Излюбленный жанр - портрет.
Преподобный Антоний является основателем Киево-Печерской Лавры. Избрав себе домом пещеру и явив своим житием подвиг аскезы, он привлек к себе последователей. Один из них - преподобный Феодосий, также ставший устроителем лаврской обители. Их имена почитаются основанием русского монашества. Когда-то Феодосия не хотели постригать в иночество по причине его юного возраста, и только Антоний принял его в свой монастырь, предпочитая ценить рвение, а не годы. На картине же Феодосий уже и сам почти старец, и всё же Антоний остаётся для него учителем и наставником.
Возможно, это наиболее удавшийся художнице образ святого. Мудрость, внутренний покой и дыхание благодати явно читаются в фигуре старца.
Уверенный в себе князь попирает ногою камень. Образ властителя русской земли. Ещё не построен Софийский Собор. Нет ещё и других поводов называть князя мудрым. Известно, что современники называли Ярослава Хромцом. Он действительно хромал (правда, это не мешало ему быть "храбрым на рати"). Ученые говорят: врожденный вывих тазобедренного сустава плюс рана правой ноги. Именно эта нога и поставлена художником на камень, основной вес приходится на другую.
Максим ФаюстовМаксим Васильевич Фаюстов родился в 1974 г. в посёлке Пачелма Пензенской области. Окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого (1996), затем — Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве (2002). Основными жанрами, в которых работает художник являются историческая картина и пейзаж. В 2010-е годы написан серия картин из жизни арабского Востока. Живёт в Москве.
Эта картина была дипломной работой художника. Однако последняя датировка картины - 2006 год. Польский король Сигизмунд III решил прибрать к рукам московские земли, воспользовавшись слабостью русской власти. Для чего на московский трон планировалось возвести его сына, королевича Владислава. Однако русский народ не принял иноземных (и, главное - иноверных) властителей. Поднялось народное сопротивление, поляков выбили из Москвы, а Земский собор избрал на царство Михаила Романова. Юный Михаил Федорович сам в это время находился в селе Домнино под Костромой. И поляки хотели добраться до него, чтобы избавить своего королевича от конкурента. Иван Сусанин вызвался провести польский отряд, но завёл его в глушь, где полякам было суждено погибнуть. На картине мы видим последний момент жизни героя. Поляки уже всё поняли, и Сусанин готовится принять смерть. Тем временем предупреждённый им Михаил Романов уже добрался до Костромы, далее его ждёт путь в Москву, а Русское государство - продолжение своей истории.
Бояна мы знаем, благодаря "Слову о полку Игореве". Вообще, говорят, что Боян - в прошлом популярное у славян имя, которое узнаётся в корне "баить" - "рассказывать, говорить". Умельца слова как не назвать Бояном? В "Слове о полку Игореве" в образе Бояна узнаётся сказитель при княжеском дворе. Некий образец, принятый автором повествования - личность легендарная уже и в то время. Автор "Слова" называет Бояна "вещим": "Боян же, братия, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами князьям славу рокотали".
Уличная сценка из прошлого. Художник совмещает в работе свои любимые темы - историю, зиму (в данном случае - раннюю весну), лошадь с санями. Удачно передано радостное настроение, ощущение одного из первых ясных весенних дней, с расплескавшейся над начавшим подтаивать снегом чистой весенней лазурью (мы можем видеть её не только вверху, но и внизу - отраженную в лужах).
Дмитрий БелюкинДмитрий Анатольевич Белюкин родился в 1962 г. в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1988, руководитель И.С. Глазунов). Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (1988-1991, руководители А.П. и С.П. Ткачевы). С 1999 г. работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Звание Заслуженного художника Российской Федерации получил в 1999 г., Народного художника - в 2005 г. С 2007 г. - член-корреспондент, а с 2012 - действительный член Российской академии художеств. С 2010 г. постоянная экспозиция работ художника находится в галерее "Царская башня" Казанского вокзала Москвы.
Это, пожалуй, самая масштабная (во всех отношениях) работа художника. Пароход скоро отправится, и русский берег скроется за горизонтом. Практически для всех, собравшихся на пароходе, - навсегда. Той РОссии, в которой им довелось жить, больше не существует.
Разгромленная усадьба. На земле валяются осколки стекла и фарфора. Мальчик складывает один осколок к другому, как сегодня складывают пазлы, чтобы увидеть красоту целого. Но осколки так и остаются осколками, целое из сложенного не возникнет. То, что сломано. нельзя просто вернуть. Изменения необратимы.
Портрет лишён парадного лоска и официальной условности. Мы видим Петра-человека. Мы знаем, кто это, но на картине - не вершитель судьбы России, не политический деятель. Взгляд Петра не просто серьёзен, он глубок. Возможно, за ним стоят воспоминания о боли: в конце жизни Императору приходилось страдать. Но он гнал болезнь прочь. Не чурался тяжёлой работы. Плавал на кораблях. Спасал людей с севшего на мель корабля, стоя в холодной осенней воде. Планировал военные походы. Гулял на балах. Но знал, что смерть уже не далеко. И эту двойственность энергичной жизни на фоне знания о смерти мы можем увидеть в портрете. | ||||||||||||||||
Наверх |