Зал исторической живописи №2 |
История создаётся историками. В этом утверждении есть своя правда. Мы выстраиваем прошлое таким, каким хотим его себе представить. Исторические факты сопротивляются, и это сопротивление становится границей интерпретации. Что касается живописи, то тут сопротивление исторических фактов меньше. Художник часто работает не только с фактами, но и с символами, а иногда даже чаще с символами, чем с фактами. Он передаёт нам своё видение истории. На главную страницу Арт-галереи>>> Василий НестеренкоВасилий Игоревич Нестеренко родился в 1967 г. в Павлограде (Украинская ССР), переехал с родителями в Москву, когда ему было 8 лет. Учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (окончил в 1994 г.). Член-корреспондент Российской академии художеств с 2001 г., академик - с 2007. Принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя. Писал картины для Патриаршей трапезной. С 2017 г. работает государственная галерея художника в "Домике Чехова" (Москва).
Дипломная картина художника. Сейчас находится в Центральном музее Вооруженных Сил России. Центральное место на картине занимает фигура Петра I. Именно ему мы обязаны возникновением и первой боевой славой Российского флота.
В честь Полтавской победы по приказу Петра в Москве было устроено 7 триумфальных ворот. Особенным великолепием отличались ворота, воздвигнутые на Красной площади. Триумф длился целый месяц. Начался он с торжественного въезда в Москву под пушечные выстрелы и барабанный бой. Перед домами расставлены были столы с яствами и напитками для угощения народа. 21 декабря 1709 года состоялся торжественный парад пленных шведов. Таковых прошло 22 тысячи человек. За ними по снегу проволкли 295 вражеских знамён и штандартов. Празднование Полтавской победы стало не только первым подобным опытом в истории России, но и образцом для последующих празднований - побед 1812 и 1945 годов.
В картине удачно сочетаются символические и реалистические моменты. Позы персонажей естественны, они позволяют нам погрузиться в боевую реальность. В то же время композиция картины глубоко символична. Кольцевое расположение фигур говорит нам, что отбиваться приходилось в круговой обороне. Полосы облаков и дыма, расходящиеся в разные стороны, центрируют взгляд. Сочетание синих и светлых тонов на небе перекликается с цветами Андреевского флага, который вместе с Казанским образом Божией Матери также присутствует на картине. Картина называется "Отстоим Севастополь!", но тогда, в 1855, Севастополь пришлось оставить. В Великую Отечественную войну мы также оставляли Севастополь и снова его отбивали. В момент написания картины Севастополь находился на территории Украины и в перспективе Российский флот должен был его покинуть. Поэтому картина воплощает собой призыв, звучащий вне времени. Мы должны отстоять город русской славы, это значит сохранить свою воинскую честь, сохранить свою историческую идентичность.
Станислав БабюкСтанислав Валерьевич Бабюк родился в 1970 г. в селе Гринешты (Молдавская ССР) в семье пастора. Отец сам немного рисовал, собирал репродукции классических полотен и карин передвижников и сумел привить сыну любовь к изобразительному искусству. Станислав окончил Художественно-педагогическое училище им. И.Е.Репина (г. Кишинев, 1990). В настоящее время живет в г. Королев (Московкая обл.). Основные темы, над которым работает художник - библейская история и история России.
Идол Перуна надлежит срубить и сбросить в реку. Такова воля князя. Уже топор взят наизготовку. Ещё немного, и свершится. Картина наполнена ожиданием события. Кое-кто из персонажей грустит, кто-то сплетничает. Но защищать идола никто не собирается. Не видно и воинов, готовящихся разгонять непокорных. Русь входит в христианскую эпоху, легко усваивая, от чего и ради чего она отказывается. Волнения ещё будут, но это - так, рябь на воде. Художник же показывает нам, что отказ от язычества не был ни разрушением общества, ни трагедией. Скорее, можно говорить о духовном росте древнерусского социума. В картине много ярких красок; она не тревожит душу, а оставляет спокойное, светлое ощущение.
Сценка из прошлого. Можно гадать, что сказала одна подружка другой: вероятно, что-то неожиданное, но хорошее. Фигуры в русских нарядах, спокольные позы, широкие движения рук. Никакой суеты. Разительное отличие от нас сегодняшних.
Преддверие бурного XX-го века. Идиллическая обстановка. Так хорошо на воздухе в саду, где ветер приносит аромат цветов. Куда лучше, чем в комнатах усадьбы. Однако на картине нет полного покоя. Мы видим столкновение двух хараткеров: восторженной мечтательности и жёсткой рассудочности. Одной из девушек мечтается взлететь, другой хочется опустить её на землю.
Самовар был главным украшением русского стола. К празднику его следовало как следует начистить, чтобы он сверкал своими медными боками, отражая солнце. Ну и самой, конечно, надо принарядиться.
Сергей ЕфошкинСергей Николаевич Ефошкин родился в 1960 г. в Москве. Рисовать начал рано, окончил Московскую среднюю художественную школу при МГХИ имени В.И.Сурикова в 1978 году. Решил поступать в МВХПУ ("Строгановку"), но не удалось: его обвинили, что представленные в госкомиссию работы нарисованы не им. В институт пришлось поступать уже после армии и - в Суриковский. Учился в "Мастерской портрета" И.С. Глазунова, окончил институт в 1988 году. Преподавал и заведовал кафедрой живописи рисунка и композиции Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Работал в Студии художников им. В. В. Верещагина МВД РФ, был проректором по учебной и воспитательной работе родного Суриковского института. Основная тематика его творчества - русская история, в том числе сцены из жизни святых.
Московское начальство едет по пустым улицам в Храм Христа Спасителя. Солнце поднялось невысоко: освещена только одна сторона улицы, вторая в тени. На дальном плане - массивная фигура дворникас непременной метлой. Бравый городовой отдаёт честь. Картина наполнена утренним покоем и немного доброй иронией, которую подчеркивает высоко поднятый хвост перебегающей дорогу кошки.
Не в первый раз по этой улице едет конный разъезд, и не в первый раз им встречается эта красавица. Бравый драгун, возможно, и имени её не знает. Девушка не отвечает на его попытки завязать знакомство и только скромно опускает глаза. А товарищи-сослуживцы улыбаются в усы: "Зазноба!".
Старая боярская Москва. Сторож с колотушкой завершает свой обход. Светает. Скоро город проснётся и окунётся в обычную суету. Работа ночного сторожа заканчивается. Слава Богу, ничего не случилось.
Ночью холодно. Стража у заставы разожгла костёр. Ворота закрыты, и ночью в город никому входа нет. Есть время занять друг друга разговором, благо есть, что вспомнить. А если вспомнить нечего, то можно и приврать.
Изловили подозрительную личность. То ли вор, то ли смутьян. И привели к стрелецкому старшине.
Мороз, а настроение всё равно праздничное. Ямщики на санях везут богомольцев. Эх, хорошо!
Сергей Кириллов Сергей Алексеевич Кириллов урожениец Москвы, родился в 1960 г. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова в 1984 г. С 1997 года - Заслуженный художник Российской Федерации. Работает в жанре исторической картины. Считается одним из ведущих исторических живописцев постсоветской России.
Что там у тебя в душе - не имеет значения. Обязан веселить царя, али боярина. Гороховым шут назывался потому, что с древности (с римских времён) погремушку из бычьего пузыря, наполненную сушеным горохом - чтобы шум производить. Много шума - много внимания. Чем больше внимания привлекает к себе шут, тем лучше работает.
Скромная невеста прячется за спину своей мамки. До свадьбы ещё далеко. Но девица подросла и теперь числится на выданье... Того и гляди закрутится водоворот предсвадебной суеты. Страшно, как всё обернётся. Поневоле хочется спрятаться.
Девица из дворни. Ничего не боится. Знает входы-выходы. И любопытная - жуть.
Скоморох - бродячий артист. В отличие от шута никому не служит, никому не принадлежит. Что будет изображать, петь и говорить - не предскажешь, на рот платок не накинешь. А потому скоморохи преследовались и истреблялись.
Солнышко клонится к закату. Тени меж деревьев становятся гуще. Берегись, запоздавший путник. В лесу следует быть особенно осторожным. Здесь прячутся лихие люди, поджидая таких, как ты. Сразу их и не увидишь.
Кажется, что он сразу готов определить всему цену. Сколько ты стоишь? За сколько тебя можно купить? Себе он тоже цену знает. Он и тебя уважать может, но это будет уважение, построенное на расчете.
Великий князь Владимирский Андрей Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) был убит у себя в Боголюбове (им же основанном) в 1174 году. Ему было тогда более 60-ти лет. Заговорщики напали на него в опочивальне. Один из них, ключник Анбал, похитил княжеский меч, поэтому князю пришлось отбиваться кулаками. Но он был могуч. Когда заговорщики решили, что убили его, они ушли. Но князь был ещё жив и смог спуститься по лестнице. Заговорщики нашли его по кровавому следу и добили. Именно этот момент отражён на картине. | |||||||||||||||||||||
Наверх |