ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Александр Клюндер. Русский камерный портрет

Александр Клюндер. Русский камерный портрет

Печать
25.08.2017 г.

Со 2 сентября по 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А,С, Пушкина (Москва, Пречистенка 12/2) будет работать выставка "Александр Клюндер. Русский камерный портрет". 

Александр Иванович Клюндер (1802-1874/75) не относился к числу самых лучших портретистов XIX века, чей талант и авторитет обеспечили прижизненную славу и посмертную известность как им самим, так и запечатленным на их портретах людям. И хотя был художник для своего времени вполне востребованным, удостоенным звания академика и чести писать портреты членов императорской фамилии, в истории русского искусства XIX века его имя сохранилось, возможно, благодаря тому факту, что ему дважды позировал поэт Михаил Лермонтов...

В проекте приняли участие 20 российских музеев и частные коллекционеры. Выставка представит 158 оригинальных акварельных портретов кисти Клюндера.. Большинство из них зритель увидит впервые!

Автором идеи, вдохновителем межмузейного выставочного проекта и непосредственным его участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ Александр Кибовский. Известный своими научными работами в области военной истории, он хорошо знаком с творчеством этого художника, принимал участие в атрибуции его работ:

- Расцвет популярности Александра Клюндера пришелся на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов, в сочетании с умеренными финансовыми запросами, дали результат. Один за другим гвардейские полки поручали "недорогому" художнику создание серий офицерских портретов. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий, созданных Александром Клюндером, запечатлели два поколения блестящей военной молодежи николаевской эпохи. Одноой из самых известных стала серия портретов офицеров Лейб-Гвардии Гусарского полка, в котором служил Лермонтов.

Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Правда, в его акварелях почти невозможно было уловить внутренний мир персонажей. За это Клюндера потом ругали почитатели поэта - мол, дважды рисуя Лермонтова, он не сумел отразить в портрете его литературного гения. Но если высокое предназначение Лермонтова не нашло отражения под кистью Клюндера, то внешнее сходство он вполне передал. Сослуживец поэта А.Д. Есаков вспоминал: "Из всех портретов Лермонтова, которые когда-либо издавались, положительно ни один не схож с оригиналом. Помнится мне, что офицеры лейб-гвардии Гусарского полка поднесли свои акварельные портреты бывшему своему командиру М.Г. Хомутову. Между этими портретами был и портрет Михаила Юрьевича, и единственный, по мне, лучше других его напоминающий…".

И сослуживцы Лермонтова, гусары его полка, оставались довольны своими изображениями, о чем свидетельствуют их многочисленные авторские копии, как серийные, так и индивидуальные. Написанная Клюндером серия портретов офицеров Лейб-Гвардии Гусарского полка прославилась еще в XIX веке. Многие сослуживцы Лермонтова подарили свои портреты полковому командиру. И каждый историк, филолог, писатель, изучавший творчество Лермонтова, знал о знаменитой "хомутовской коллекции". Ее акварельные портреты искали, собирали, изучали. Но за все прошедшие годы она ни разу не была показана во всей своей полноте...

Организаторы выставки поставили перед собой серьезную и амбициозную задачу - впервые собрать воедино произведения Александра Клюндера, разрозненные по музейным и частным собраниям. В том числе, чтобы дать возможность по-новому оценить значимость творческого наследия художника, запечатлевшего лица николаевской эпохи, знакомых А.С. Пушкина, близкое окружение М.Ю. Лермонтова, представителей императорской фамилии, военную элиту русской армии.

При подготовке выставки впервые удалось свести разрозненные сведения о жизни Клюндера и достаточно полно проследить творческий путь художника - от ранних портретов 1820-х годов и вплоть до его фотографических опытов спустя сорок лет. Помимо этого, авторский коллектив проделал большую работу, впервые в истории объединив в монографическом альбоме-каталоге более 210 портретов (в том числе, знаменитую "хомутовскую коллекцию"), которые сегодня хранятся в разных, российских и зарубежных музеях и частных собраниях.
 
 
Портрет А.С. Пушкина 1832Портрет Императора Николая I 1836Портрет М.Ю. Лермонтова 1838Портрет неизвестного в черкеске 1839Портрет неизвестной в черном платье с белыми рукавами 1836Портрет трубачей Лейб-гвардии гусарского полка 1838

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение