Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева |
20.09.2017 г. | |
С 27 сентября по 20 ноября 2017 г. в Московском музее современного искусства будет проходить выставка "Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева". Представление личных коллекций в музейном пространстве — частое явление для мировых культурных институций, и, в том числе, для ММОМА. С истории частных собраний в России началась и история крупнейших музеев. На протяжении нескольких веков личные коллекции закладывали базис музейных фондов, а входившие в них работы составляют сегодня немаловажную часть национального культурного наследия. Собрание Романа Бабичева, формировавшееся на протяжении последних 25-ти лет и насчитывающее порядка 4 000 объектов отечественного искусства XX века, поистине уникально. Произведения из коллекции многократно экспонировались на выставках ведущих музеев России и послужили материалом для обширного искусствоведческого исследования. Результаты аналитической работы кураторской группы легли в основу 5-ти томного издания и выставочного проекта «Модернизм без манифеста». Впечатляющий объем художественного архива не позволил ограничиться одной экспозицией. Первая часть проекта, открывающаяся 27 сентября в ММОМА на ПЕТРОВКЕ 25, заявит тему исследования и представит ее широкий обзор. Вторая часть будет открыта следом, 28 ноября, и продемонстрирует зрителям одно из самых интересных и пока недостаточно известное широкому кругу явление искусства исследуемого периода — Ленинградскую школу 1920–1950-х. Авторы исследования называют свой взгляд на советское искусство «взглядом из символистской перспективы» и вступают в диалог с «Энциклопедией русского авангарда» — крупнейшим проектом последних лет, легшим в основу трехтомного издания под редакцией Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина. Кураторы задаются вопросом о том, нужно ли современному искусствознанию однозначное разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», и где и почему пролегает граница между этими понятиями. Первая выставка проекта представит более 250 предметов отечественного искусства: живопись, скульптуру, станковую и архитектурную графику, эскизы театральных декораций — как известных мастеров (Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Осмеркин, Надежда Удальцова и многих других), так и «невидимых» после 1932 года художников, пожертвовавших связью со зрителем ради формальных и пластических экспериментов. Экспозиция покажет разнообразие советских модернизмов, преемственность между отдельными точками в истории российской культуры и проследит ряд сквозных тенденций, восходящих к началу столетия. Кураторские тексты, сопровождающие каждый из 14 блоков выставки, погружают нас внутрь проведенной аналитической работы и раскрывают исторический контекст рассматриваемого явления, показывая его связь с художественными поисками предыдущих поколений и тот импульс, который он дал следующим. Начиная отсчет модернизма в России с символистов и мастеров Союза русских художников, экспозиция выстраивает сразу несколько параллельных линий преемственности и раскрывает динамику и внутренние процессы тех периодов советского искусства, которые принято считать наиболее консервативными. Кураторы фокусируются на формальных поисках постреволюционных художников: от выпускников ВХУТЕМАСа, среди которых — Георгий Рублев, Леонид Хорошкевич, Александр Лабас, Юрий Пименов и другие, до мастеров «Сурового стиля» и представителей «неофициального» искусства. Продолжая логику формирования коллекции, выставка проявляет малоизученные пласты советского искусства: живопись основателя ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева, акварельные исследования цвета и формы Федора Платова. Живописные работы, основной материал, на котором авторы выстраивают свое повествование, дополнены скульптурой, включающей работы символистов Анны Голубкиной, Александра Матвеева и Сергея Коненкова, футуристический портрет Брюсова Нины Нисс-Гольдман и архитектонические композиции Меера Айзенштадта. Отдельная часть выставки будет отведена станковой и прикладной графике, где вплоть до 1960-х годов развивались многие находки довоенного модернизма. В этом разделе среди прочих будут показаны работы Антонины Софроновой, Бориса Голополосова, Дмитрия Митрохина. Другой самостоятельный блок экспозиции будет посвящен работам в жанре архитектурной графики, где привлечь внимание зрителя смогут вариации «бумажной архитектуры» проекта Дворца Советов Бориса Иофана. | |
Наверх |