ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Скульптор Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»

Скульптор Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»

Печать
21.09.2017 г.

С 20 сентября 2017 по 21 января 2018 в Третьяковской галерее (Москва) проходит выставка "Скульптор Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»". 

Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея представляет выставку скульптора Николая Андреевича Андреева (1873–1932), прежде всего известного как создателя хрестоматийных изображений В.И. Ленина.

 

Последний крупный показ его работ проходил в Галерее в 1973–1974 годах и был приурочен к столетнему юбилею мастера. Настоящая экспозиция посвящена исключительно дореволюционному периоду творчества Н.А. Андреева и охватывает период с 1899 по 1916 год. Многие произведения демонстрируются московскому зрителю впервые.

Имя Николая Андреева, автора памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре, ассоциируется в основном с циклом скульптурных и графических портретов В.И. Ленина. Это, безусловно, обеспечивало мастеру в советское время славу и участие во множестве выставок, на которых при этом практически не находилось места скульптурам, созданным до 1917 года. После перестройки дореволюционные работы Андреева снова оказались за границами внимания как критиков, так и зрителей: слишком стойкая репутация идеологически выдержанного советского художника сложилась у этого мастера. Сейчас появилась возможность более объективно и отстраненно посмотреть на произведения Андреева и наиболее полно познакомить зрителя с его наследием.

После смерти мастера в 1932 году по воле его вдовы М.П. Гортынской большая часть работ из мастерской поступила в Третьяковскую галерею. Благодаря этому Галерея стала обладателем самой полной коллекции произведений художника. Сейчас музей хранит более 200 скульптур и около 1 700 графических листов и альбомов Н.А. Андреева. Также Галерея обладает чрезвычайно ценным фотоархивом скульптора (1232 единиц хранения), который свидетельствует о его увлечении фотографией.

Экспозиция состоит из разделов, отражающих основные направления творчества Андреева с конца XIX века до 1917 года. Выставка открывается группой ранних произведений, выполненных в манере мастерской С.М. Волнухина, учителя Андреева в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Андреев был выдающимся скульптором-монументалистом. Впервые его талант раскрылся в 1909 году, когда в Москве у Арбатских ворот был открыт памятник Н.В. Гоголю (сейчас находится во дворе дома №7 на Никитском бульваре), — один из лучших монументов, посвященных великому литератору. На выставке представлена модель памятника и рельефы для постамента. Этот монумент, отразивший весь драматизм и глубину характера Н.В. Гоголя, произвел сильнейшее впечатление на современников: мнения критиков и публики колебались от восхищения до активного неприятия. На протяжении 1900–1910-х годов Андреев участвовал во множестве конкурсов на создание городских монументов. Среди установленных — памятники Герцену и Огарёву перед зданием Московского университета на Моховой, памятник Островскому у Малого театра и другие. По естественным причинам сами монументы невозможно разместить на выставке, но чтобы ознакомить зрителя с этой важнейшей стороной творчества скульптора, они представлены на интерактивной карте Москвы, специально для этого включенной в экспозицию.

C 1910 года Н.А. Андреев много и активно сотрудничал с К.С. Станиславским и студиями Художественного театра: оформлял спектакли, создавал портретную галерею актеров, составивших славу русского психологического театра, выполнял афиши и скульптурные шаржи для театральных капустников. В состав выставки вошли скульптурные шаржированные портреты, а украшением экспозиции стало семиметровое панно «Олимп Художественного театра» (1910, Музей МХАТ), где также в шаржированном виде представлены все знаковые деятели Художественного театра, включая В.И. Качалова, О.Л. Книппер-Чехову, К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Благодаря сотрудничеству с Музеем МХАТ появилась возможность показать часть творческого наследия скульптора, не известную практически никому, кроме специалистов.

Одна из самых привлекательных сторон творчества Андреева, в то же время наименее открытая для широкой публики, — декоративная майолика на этнографические и мифологические сюжеты, в том числе представленные на выставке статуэтки девушек в национальных костюмах и «Вакханка на козле» 1905 года. К образам вакханок, сирен, фавнов мастер возвращался несколько раз на протяжении 1900–1910-х годов.

Важной частью выставки станет показ изящных статуэток натурщиц, выполненных в технике майолики в период преподавания Андреева в Строгановском училище. Также большой интерес представляют три композиции, посвященные Самсону и Далиле: каждый раз традиционный библейский сюжет трактуется по-новому — от чисто пластических задач до вольной интерпретации стилей прошлого.

Завершает экспозицию галерея скульптурных портретов культурной и интеллектуальной элиты начала ХХ века. Над портретами писателей и художников Андреев работал с середины 1900-х годов по просьбе А.И. Сумбатова-Южина, председателя литературно-художественного кружка «Среда».

На выставке можно проникнуть в «творческую лабораторию» мастера и сравнить изменения одного и того же художественного образа, исполненного в разных материалах и техниках. Скульптор экспериментировал с ярким цветным покрытием и с техникой: сохранились работы, выполненные в поливной и расписной керамике, монохромной и полихромной, глазурованные и украшенные ангобами (декоративным керамическим покрытием).

Специально к выставке совместно с компанией «Дымов керамика» подготовлена особая линейка сувениров — уменьшенные реплики керамических скульптур Андреева. Статуэтки девушек в национальных костюмах создавались мастером по натурным зарисовкам и практически не появлялись на выставках. Они приберегались для другого: на основе своих экспериментов в керамике Андреев планировал разработать серию игрушек, о чем свидетельствует его теоретическая статья «Об игрушке» 1918 года, рукопись которой находится в архиве Третьяковской галереи. Помимо этого к выставке подготовлена широкая линейка сувенирных брошей и сумок.

Все множество театральных эскизов, проектов неосуществленных памятников, а также скульптурных набросков, важных для понимания метода работы Андреева, невозможно разместить в залах Третьяковской галереи. Задачу наиболее полно представить творческое наследие мастера выполняет специальное издание, подготовленное к выставке, которое вмещает более 90 произведений, а также архивные документы. Специальная статья посвящена увлечению Николая Андреева искусством фотографии. В каталоге впервые публикуются фрагменты воспоминаний жены скульптора М.П. Гортынской, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.

Источник

Н.А. Андреев. Жница с ребенком. 1899Н.А. Андреев. Николай Всильевич Гоголь. 1906Н.А. Андреев. Портрет П.Д. БоборыкинаН. А. Андреев Женский портрет 1902

 

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение