Патриарх Тихон и его время |
05.10.2017 г. | |
В музее Храма Христа Спасителя до 3 ноября 2017 г. проходит выставка работ Филиппа Москвитина "Патриарх Тихон и его время". приуроченная к 100-летнему юбилею восстановления патриаршества в России и избрания в 1917 году Святителя Тихона патриархом Московским и всея России. Художник Филипп Москвитин трудится над этой темой уже более двадцати лет. На выставке представлено восемьдесят полотен мастера. Картины показывают крестный путь Патриарха Тихона: его миссионерский, первосвятительский и исповеднический подвиги. Выставка наполнена образами Новомучеников и современников Святителя: Государь Николай Второй, Великая княгиня Елизавета Федоровна, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, митрополит Нестор (Анисимов), апостол Камчатки, а также другие знаменитые люди, которые являются символами эпохи святого Патриарха-исповедника. Практически художник Филипп Москвитин создал музей Патриарха Тихона и каждый год пополняет его новыми полотнами. Выставка имеет своей целью показать сильную современную церковно-историческую живопись и вызвать интерес у зрителя к личности и подвигам Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского – ключевой фигуры истории России и Церкви двадцатого века, стоящей во главе сонма Новомучеников Церкви Русской. «В 90-е годы стали доступны книги, которые ранее издавались в эмиграции за рубежом. Мы читали Ивана Ильина, дневники писателя Достоевского, Солоневича "О народной монархии" и других мыслителей, которые пытались осмыслить, что же случилось в революцию 1917 года. Обращаясь к этой теме, я писал портреты Государя, Государыни. И постепенно стал понимать, что ключевой фигурой новомучеников был не только Государь и его семья, но и Патриарх Тихон. Он тоже нес на себе бремя России во время гонений. В 1917 году он восходит на патриарший престол, зная, что уже обстреливают Кремль, обстреливают иконы. Он шел на свою голгофу сознательно. С одной стороны мы видим почести Патриарха. На нем митра Патриарха Никона, жезл святителя Петра, облачение для него шили специально. Он — глава Церкви», - отметил Ф.Москвитин в интервью газете «Русь Триединая». Художник отметил, что на Патриарха Тихона «падает крест всей гонимой Церкви, ведь он во главе». По сути, продолжил Москвитин, народ сформулировал задачу на поместном соборе так: «Нет у нас Царя — нужен Патриарх». «Одна глава пала. Надо восстановить хотя бы Патриаршество. Тогда народ получил опору и заступничество в лице Патриарха Тихона. Его задача была спасти Церковь от полного уничтожения. Патриарх Тихон возвышает свой голос, обличая советскую власть в ее годовщину. — "Вы довели народ до людоедства, вы обещали свободы, но эти свободы обернулись свободой греха". Люди готовы были по призыву Патриарха собрать средства для голодающих и собирали, но мы же знаем, каким было секретное письмо членам политбюро Ленина: "Мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления". Большевики не давали Церкви самостоятельно собирать помощь голодающим. Голод в стране стал предлогом для борьбы с Церковью», - отметил художник. Филипп Москвитин убежден, что придет время, когда именами новомучеников будут называться улицы и площади. «Мы не радуемся столетнему юбилею гражданской смуты в России, но радуемся, что у нас есть миллионы защитников и их предстательством мы еще живем в России, и Господь нам дает еще время на покаяние. Но подлинного покаяния еще не было — это видно, потому, что раскол в обществе еще не уврачеван», - отметил живописец. Москвитин задается вопросом: почему? «Возможно, потому, что люди далеки от этой темы. Для них очень далек образ Патриарха Тихона», - размышляет он. «Я показал разные ипостаси святителя в своих работах. Есть святитель как Божий избранник, на которого падает крест страданий за всю Церковь, есть сюжет, когда его уводят на Лубянку, на допрос. А есть сюжет, где он в Америке. Когда он осуществлял миссию в Северной Америке, посещал Аляску на байдарке алеутов. У него окаймлялись индейцы и эскимосы. Вот на одном из полотен он прощается Америкой и уезжает в Россию. Этот сюжет прощания навеян и картинами Нестерова, и где-то перекликается с Рембрандтом. С картиной "Блудный сын". Это принятие в нашу православную цивилизацию других народов. Русское Православие не смотрит на национальности. В русский народ вливались и вливаются разные этносы и становятся единым русским народом. Поэтому Патриарх Тихон — он мною изображен и как миссионер, и как Патриарх, и как мученик. Есть полотно, где он с Государем выходит из собора после молитвы. Это год 300-летия празднования дома Романовых. Тогда он, уже после Америки, будучи архиепископом, возглавлял Ярославскую кафедру. Это запечатлела известная кинохроника, сохранились и фотографии. Но фотография — это сиюминутно, а картина заставляет созерцать, картина учит смотреть», - отметил художник. «На некоторые картины потрачено по несколько лет жизни, ведь каждая требует подготовительной работы. Сделано много эскизов. На каждого человека, который изображен на полотне, сделаны рисунки с натуры. Нас так учили. Это академический подход, который заложили Иванов, Суриков и другие наши великие художники. В этом году будет четверть века, как я работаю над этой темой. В 2006 году я проводил персональную выставку в музее храма Христа Спасителя. Было представлено 130 работ. Из них 100 живопись и 30 графика. Сейчас эта выставка усилилась. Готов выставить 100 работ по теме: "Патриарх Тихон и эпоха Новомучеников российских". Думаю, этой выставке надо найти достойное место, может с Божией помощью получится провести ее в Госдуме. Заодно и посмотрим, покаялись наши депутаты или нет», - подчеркнул Ф.Москвитин. | |
Наверх |