ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта

Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта

Печать
20.11.2017 г.

В Михайловском замке (Санкт-Петербург) с 23 ноября 2017 г. по 12 февраля 2018 г. пройдёт выставка "Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта".

Жерар Делабарт. Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве. 1797. Холст, масло. ГРМ

 

Жерар Делабарт — французский живописец и акварелист, работавший в России с 1787 по 1810 год. В конце 1780-х Делабарт писал виды Царского Села, а во второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист», умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.

Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих, воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе.

Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг другу.

В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил, что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные общественные должности.

Выставка в Михайловском замке представит 15 картин из московской серии Жерара Делабарта, поступивших в музей в 1931 году из Александровского дворца в Царском Селе и никогда прежде не экспонировавшихся в полном объеме. В экспозицию для сравнения вошли практически одновременные виды Москвы, исполненные художником И. В. Мошковым (1778–1845) и гравюры с изображением пожара Москвы при захвате ее Наполеоном, где в пейзажных фонах использованы ведуты Делабарта. 

Источник  

Жерар Делабарт. Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой. 1798. Холст, масло. ГРМ.Жерар Делабарт. Вид на Кремль от Каменного моста. 1794. Холст, масло. ГРМ

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение