Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII–XIX веков |
28.11.2017 г. | |
В Государственной Третьяковской галерее (Москва) с 24 ноября 2017 г. по 29 апреля 2018 г. проходит выставка "Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII–XIX веков". Графика — наиболее уязвимый из видов изобразительного искусства, поэтому она редко покидает музейные запасники. Графические залы Третьяковской галереи, специально оборудованные для экспонирования произведений, исполненных на бумаге, дают возможность показать абсолютно новые для зрителя материалы, почувствовать объем и качество представленной коллекции, создать ее цельный и живой образ. Каждое из приглашенных в Галерею собраний уникально, имеет свое лицо и особую версию развития русской графики. Как правило, ее определяет история собрания. Так, основной принцип комплектования Исторического музея — интерес к важным событиям в истории страны. Графическую часть собрания в целом отличает непревзойденный уровень исполнения самих произведений в силу того, что искусство рисунка и акварели в России конца XVIII–XIX века находилось на высочайшем уровне. Решение о создании музея было принято императором Александром II в 1872 году. В настоящее время собрание насчитывает более пяти миллионов экспонатов и наиболее полно отражает многовековую историю и культуру страны. Графическое собрание Исторического музея позволяет проследить развитие русской рисовальной школы от ее зарождения в XVIII столетии до начала XX века. Рисунки поступали в первую очередь в составе частных коллекций А.П. Бахрушина, П.И. Щукина и П.Я. Дашкова, а после революции — собраний Голицыных, Гагариных, Шаховских, Уваровых и других. Значительное пополнение графического собрания произошло в 1920-х годах после закрытия Музея Старой Москвы и Бытового музея сороковых годов XIX века и включения их фондов в состав Исторического музея. Основным принципом отбора рисунков для выставки в Третьяковской галерее было их художественное качество. Перед кураторами стояла задача на примере лучших произведений отразить в экспозиции структуру и особенности графического собрания Исторического музея. В основу показа положен хронологический принцип. На выставке представлены работы почти всех основных мастеров русской рисовальной школы: М.М. Иванова и Г.С. Сергеева, Ф.Я. Алексеева и М.Н. Воробьёва, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова, А.О. Орловского и В.А. Тропинина, П.Ф. Соколова и В.И. Гау, В.С. Садовникова и Н.Г. Чернецова, А.И. Шарлеманя и М.А. Зичи. Каждый из шести залов посвящен отдельной теме. Рисунок и акварель второй половины XVIII века представлены раритетными произведениями, выполненными в годы царствования Екатерины II и Павла I. Самая ранняя работа — аллегорическая композиция Г.И. Козлова, посвященная восшествию на престол императрицы Екатерины II (1762). Исторический музей хранит одну из лучших в стране коллекций видовой графики первой четверти XIX столетия. Этот раздел включает в себя виды допожарной Москвы (знаменитая графическая «сюита» Ф.Я. Алексеева), ее окрестностей, Санкт-Петербурга, Кавказа, Крыма, изображения окраин Российской империи. Рисунок эпохи романтизма представлен произведениями К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина и А.О. Орловского. Уникальная по полноте коллекция работ В.А. Тропинина, хранящаяся в музее, происходит из семьи художника и составляет около 400 листов. В Историческом музее собрана репрезентативная коллекция акварельного портрета, который во второй четверти XIX века переживал расцвет. Этот раздел представлен работами ведущих мастеров портретного жанра — братьев А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, а также художника-декабриста Н.А. Бестужева. Видовая графика середины XIX века демонстрирует изображения двух столиц и важных исторических событий, происходящих на их фоне, в том числе редкие виды Санкт-Петербурга и Москвы, среди которых акварельные листы К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади» (1830-е) и К.И. Гампельна «Закладка Москворецкого моста» (1830). Придворное искусство второй половины XIX века представлено в работах, которые с 1850-х годов создает плеяда придворных художников: В.С. Садовников, А.И. Шарлемань, М.А. Зичи. Портреты и интерьеры второй половины XIX века воспроизводят эпоху Александра II и Александра III. Завершающий аккорд выставки — акварели А.И. Шарлеманя и Н.Н. Каразина, изображающие коронацию императора Николая II в 1896 году. Целый ряд графических работ экспонируются впервые. Это аллегория Г.И. Козлова, архитектурные фантазии Дж. Кваренги, петербургские виды М.Н. Воробьёва, этюд К.П. Брюллова, эскизы В.А. Тропинина, редчайший «рембрандеск» А.О. Орловского, волжские рисунки Н.Г. Чернецова, охотничьи сюжеты М.А. Зичи. В рамках подготовки выставки специалистами Исторического музея было отреставрировано значительное количество графических листов. Презентация данной коллекции в залах графики Третьяковской галереи дает возможность увидеть работы из собрания Исторического музея в широком контексте русского изобразительного искусства. Вместе с тем, эти графические листы на время работы выставки дополняют постоянную экспозицию Галереи, обогащая представление посетителей о культуре конца XVIII — второй половины XIX столетия.
| |
Наверх |