ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Образы Севера

Образы Севера

Печать
11.12.2017 г.

С 15 декабря 2017 г. по 30 марта 2018 г. в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) будет проходить выставка "Образы Севера". 

Образы Севера

 

На выставке в Петропавловской крепости представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, рассказывающие о формировании образа России как северной империи, а Санкт-Петербурга как северного города. Экспонируются многочисленные виды Петербурга XVIII-XIX веков, изображающие зимний город с заснеженными улицами и площадями, запечатлевшие специфические зимние развлечения, такие как ледяные горы или катания на оленях. Подобные гравюры и литографии часто иллюстрировали издания с путевыми заметками иностранцев, побывавших в России, и формировали представленние о России в Европе как холодной северной стране.

Идею о бескрайней северной стране поддерживали гравированные или литографированные альбомы, изображавшие представителей народов, населявших Россию, в том числе жителей крайнего севера - самоедов, эскимосов, камчадалов и пр.

В середине XIX – начале ХХ века образ северной империи и ее северной столицы стал активно использоваться в различных формах массовой культуры:

- это костюмированные балы и праздники на «северную» тему с характерными названиями «В снегах» или «Во льдах»;

- использование зимних живописных фонов в портретной фотографии;

- любовь к зимним пейзажам с заснеженными лесами и покрытыми льдом реками и озерами, мотивам и образам северной природы – как в «большом искусстве» (живопись, графика), так и в предметах прикладного искусства и бытового назначения, в рекламных афишах, упаковке, детской игрушке и т.п.;

- применение в наименованиях продукции столичных предприятий слов «северный/ая» и названий северной флоры, фауны, этнографии и проч. (например, название шерстяной ткани для женской одежды компании Торнтона – «дамское эскимо», карамель «Северная», «Полярная», папиросы «Север» и т.п.)

- карточки открытых писем на «северную» тему (преимущественно с изображениями памятников деревянного зодчества северных губерний России, выполненными как фотографическим способом, так и по натурным зарисовкам известных художников И.Э. Грабаря, И.Я. Билибина и проч. ) – их выпуск был начат самыми разными краеведческими организациями с целью пропаганды русского Севера, в том числе и в связи с развитием туризма.

Отдельного упоминания заслуживает образ белого медведя, ставший к концу XIX века устойчивой приметой «русского». Настоящая мода на шкуры северных медведей в дорогих интерьерах была создана в середине XIX столетия российскими знатью и нуворишами. Белые медведи стали излюбленным образом самой разной рекламной продукции (например, флакон одеколона фабрики «Брокар», выполненный по эскизу К.С. Малевича, с фигуркой белого медведя на крышке и др.) .

Отдельный раздел посвящен советскому Северу и сосредоточен на широкой пропаганде освоения и использования Северного морского пути, северных земель, арктических экспедиций разных годов, проектирования и строительства ледоколов и т.п. Так, изображения ледоколов превратились в символ демонстрации достижений социализма, в этом качестве они заняли место на плакатах и поздравительных открытках наряду с названиями новых городов, расположенных на территории Крайнего севера: Анадыря, Воркуты, Магадана, Норильска и проч.   Подвиг экипажа и пассажиров «Челюскина» нашел отражение в оформлении упаковок многочисленных конфет и печенья. Популярность полярников сказалась и в предлагавшемся в довоенные годы маскарадном костюме «Деда-мороза-Полярника», и в наборе игрушек для елки «Полярная станция», а увлеченность северными темами и образами – в многочисленных детских книжках со сказками северных народов, игрушках-белых медведях и игрушках-эскимосах, фарфоровых фигурках, изображавших народы советского Севера.

Особое внимаение уделяется деятельности Ленинградского зоопарка по акклиматизации, содержанию в неволе и получению потомства от белых медведей. Для этой большой программы, продолжающейся уже не одно десятилетие, организовывались специальные экспедиции по отлову эти редких животных. Ныне Ленинградский зоопарк – главный поставщик белых медведей в зоопарки мира, а география расселения потомства ленинградских медведей охватывает весь мир.
 
Дополнительные источники изображений: 1  и 2
 
ob_severa2.jpgob_severa3.jpg
 
   

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение