Феномен человека-смартфона |
И
останутся от нас одни аватары… Из диалогов со студентами В
эпоху цифровых технологий возникают формы бытийности человека, в которых
технико-технологическая, информационная составляющие становятся сущностной определенностью
образа проживания человека. Бытийность является проблемой, фундаментальной для
философии культуры, предполагающей и общефилософские подходы к исследованию
данного сущностного свойства миробытия. В культуре материально-предметная и
духовная бытийности представляют собой продукт деятельности человека. В
совокупности определений культуры, наряду с ее определением как ценности, нами
принимается к рассмотрению аспект созидания, воплощенности, как реализации
духовно-творческой сущности культуры; понимание культуры как процесса и меры
реализации сущности человека, его сущностных сил [1, с.15]. Культура –
творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества,
результатами которой является постоянное созидание, пополнение и распределение
материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных сил [2,
с.5–6]. Предметом
внимания в статье является феномен, полагаем, получивший статус универсальности
жизнебытия, именно, – нераздельность человека и технико-коммуникативного
средства, объединяющего в себе функции мобильного интернета, телефона,
телевизора (в частности, смартфона, или, более конкретно, – смартфона iPhone). Объединение упомянутых выше
технико-информационных функций, в сочетании с мобильностью, позволяет
современному человеку, по существу в каждый момент своей личностной бытийности,
реализовывать свое присутствие в качестве потребителя и активного
субъекта информационного пространства. В этой ситуации смартфон, как мобильное
средство связи, приобретает дополнительные эмоционально-ценностные и иные
антропологические характеристики, выходящие за рамки его значения как всецело технико-технологического
средства. Так, например, в рекламе iPhone однозначно вычитывается отнесенность к тому, что это не просто
телефон, а «совершенно новый взгляд на жизнь». Данные
информационно-коммуникационные мобильные средства, включаясь в персональное
жизне-пространство, выступают в роль реальной стороны диалога в культуре. Современный
человек обращается к смартфону практически чуть ли не каждое мгновение своей
жизни; не только в связи с конкретным информационным запросом, а и в ситуации
эмоциональной, аксиологической неопределенности. Отмеченные выше обстоятельства
приводят к практически неограниченному, беспредельному потреблению
информационного поля (включающего непрерывное обращение к персональной
новостной ленте в социальных сетях самого разного рода). Современные мобильные
технико-технологические информационные средства являются неотъемлемой частью
образовательного процесса, сообщая последнему черты, содержащие потенциально и
актуально нивелирующие саму суть традиционной его структуры: преподаватель –
обучаемый. Мобильное средство связи, виртуально репрезентирующее в буквальном
смысле весь макрокосм, отраженный в потребностях человека как микрокосма,
становится технико-информационным, цифровым аналогом самого субъекта культуры. Обратим
внимание, что пафос наших размышлений – отнюдь не в отрицании современных
цифровых технологий, процесса усовершенствования много-функциональных
коммуникационных средств. В данном случае, повод к озабоченности со стороны
философов, культурологов, на взгляд автора – в феномене их ценностной
самодостаточности, уникальности для жизнебытия человека, возможности замены
реального жизненного общения, антропологического диалога, а также – постоянного
присутствия, активного доминирования в культурном процессе, жизненном пространстве
миробытия человека. Виртуальная
реальность предполагает неограниченные возможности для потребителя культуры, не
требуя от него взамен ничего, никакого ответа, деятельности, никакого подвига [4].
Реальным участником, культурным субъектом диалога становится
технико-технологический элемент, удерживающий аксиологическое значение,
антропологический статус для человека. Современная культура сохраняет свое многообразие, включающее как доминантные цифровые идентификаторы персонального общения, так и классические антропологические формы [3, 5, 6]. Новое лицо культуры воплощается в семиотических кодах, привычных не для всех. Однако основания для оптимизма остаются, поскольку культура, будучи сложно –организованной системой, способна к отбору лучшего, аккумулируя в себе опыт духовных традиций, вопреки всем деформациям, сопровождающим процесс любого развития.
Литература 1– Культура как целостное
явление. – Л.: ЛГИК, 1983. – 152с. 2 – Культурология: теория и
практика. М.: Проспект,2015. –368с. 3– Морозова И.Н. Религия: когниции
принятия и взаимности. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. –277 с. 4– Николаева О. А.
Православие и творчество. М.: Никея, 2012. –240 с. 5 – Путешествие по музеям: путеводитель по музеям
Ассоциации работников общественных музеев г. Челябинска и Челябинской области.
Челябинск: ЧГИК, 2016. – 227с. 6– Симеон (Томачинский), архим. Мягкая сила культуры. М.: Данилов мужской монастырь, 2015. – 160с. Публковалось в "Культура – искусство – образование" (материалы XXXVIII научно-практической конференции научно-педагогических работников института). Челябинск ЧГИК, 2017. С 51-52. | |
16.12.2017 г. | |
Наверх |