Рисованный лубок старообрядцев |
19.12.2017 г. | |
С 21 декабря 2017 г. по 28 января 2018 г. в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки (Москва) пройдет выставка "Рисованный лубок старообрядцев". В экспозиции будет представлено около 90 работ из собрания Государственного Исторического музея. Рисованный лубок – сравнительно мало известная линия развития народного творчества XVIII-XIX веков, знакомство с которой представляет несомненный интерес как для знатоков, так и для любителей. Выставка дает полное представление о своебразии и художественных особенностях этого редкого вида памятников, стоящего в близком ряду с такими видами творчества, как живописный и гравированный лубок, с одной стороны, и с росписью на мебели, прялках, сундуках и искусством украшения рукописных книг, – с другой. В отличие от массового печатного лубка, где даже раскраска не носила индивидуального характера, а была поставлена «на поток», рисованный лубок исполнялся мастерами вручную с начала и до конца. Нанесение рисунка, его иллюминирование, написание заглавий и пояснительных текстов – даже в рамках канона отличалось импровизационной неповторимостью. Самой распространенной художественной техникой при изготовления лубочных картинок был контурный рисунок с последующей раскраской его жидко разведенной темперой. Мастера пользовались красками, приготовленными на яичной эмульсии или камеди. Изучение всего массива рисованных лубочных картинок показывает, что его авторами, как правило, были жители старообрядческих монастырей, северных и подмосковных деревень. Производство рисованных настенных листов было сосредоточено по большей части на севере России – в Олонецкой, Вологодской губерниях, в отдельных районах на Северной Двине, Печоре. Одновременно рисованный лубок существовал в Подмосковье, в частности в Гуслицах, и в самой Москве. Раскол русской церкви и преследование приверженцев «старой веры» вынудило многих покинуть родные места, бежать из центра России на окраины. Средоточием духовной жизни преследуемых старообрядцев стали монастыри. Осознание своей ответственности за сохранение «древлецерковного благочестия» наполняла особым смыслом всю культурную деятельность тех, кто строил практически заново свой мир на необжитых местах. Настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей, защита постулатов «веры отцов и дедов» стали главными стимулами в поисках выразительных средств для их распространения и поддержания стойкости своих сторонников. Распространение в среде старообрядческого населения Севера и центра России искусства рисованного лубка преимущественно религиозно-нравственного содержания диктовалось внутренними потребностями. Просветительские задачи, желание нести духовное назидание побуждало к поискам соответствующей изобразительной формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы произведений, которые могли удовлетворить эти нужды, – религиозные лубочные картинки. Их синкретический характер, соединяющий в себе изображение и текст, специфика их образного строя, впитавшая жанровую трактовку традиционных для древнерусского искусства сюжетов, как нельзя более соответствовала тем целям, которые поначалу вставали перед старообрядцами. Иногда художники прямо заимствовали те или иные сюжеты из печатного лубка, приспосабливая их для своих нужд, но чаще разрабатывали тематику самостоятельно, используя лишь сам тип и образный строй настенной картинки. Содержание рисованного лубка довольно разнообразно: в первую очередь это изображения старообрядческих монастырей и портретные листы деятелей раскола, картинки с обоснованием «правильной» церковной обрядности, большое число иллюстраций к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы. Назидательное чтение, поучения о нравственном поведении – одно из важных направлений в тематике рисованного лубка. История старообрядческого рисованного лубка насчитывает немногим более 100 лет. Исчезновение в начале XX века искусства рисованных картинок объясняется теми общими причинами, которые повлияли на изменение всего лубочного творчества. Многие социальные факторы привели к трансформации всей системы народной культуры и неизбежной утрате некоторых традиционных видов народного искусства. У посетителей выставки есть уникальная возможность увидеть воочию лучшие образцы аутентичного рисованного старообрядческого лубка. | |
Наверх |