Путь в архаику |
В Чебоксарах прошел второй фестиваль национальных молодежных театров и ТЮЗов «Сказочная палитра». На фестивале сыграли любопытный спектакль - «Идущие к свету» А. Попова в постановке ТЮЗа города Заречного. Этот спектакль вскрыл некоторые современные проблемы культуры малых народов России. Не
буду вдаваться в сложные темы происхождения религии малых народов, населяющих Россию, тем более, что
религиозные корни, к примеру, хакасов
отличаются от религиозных основ чувашей,
башкир или коми. Речь сейчас не о происхождении религии, а о ее
бытовании в современном мире. Есть такое понятие «народная религиозность»,
именно об этом и стоит сегодня порассуждать. Спектакли, которые мы видели на
фестивале в Чебоксарах, дают к этому интересный материал. Не секрет, что народная религиозность сегодня
во многом связана с магизмом и магическими практиками. Они очень распространены
в быту даже у русских, не только у чувашей или коми. Сегодня в интернете и
газетах можно встретить объявления, в которых всякого рода целители, колдуны
или экстрасенсы обещают массу услуг населению, - снятие порчи, приворожить
любимого и пр. Люди этим пользуются, верят в это и не видят в этом ничего
предосудительного. Даже на телевидении есть
любимая народом передача «Битва
экстрасенсов». Вот это и есть
так называемая «народная религиозность», то есть современная низовая массовая
культура, которая не является религией в
полном значении этого слова, а является неким эрзацем религии, к которому прибегают
наименее образованные слои населения. Именно эта низовая религиозность питает творчество драматурга А. Попова,
который написал пьесу «Идущие к свету». Пьесу эту сегодня ставят на периферии.
И говорит она как будто о добре и зле, о выборе человеком своего пути. Но все
это общие слова. А если говорить конкретно, то героями здесь являются черный и
белый колдун, девушка, на которую навели порчу, еще одна девушка, которая хочет
заполучить дар черной колдуньи. И все это написано не в жанре сказки. Хотя
совершенно не понятно, в какую эпоху, в какое время происходит действие. А
история такова: молодая супружеская пара идет в лес к Белому магу снять порчу,
которую кто-то наложил на женщину. Там, не найдя себе пропитания, муж и жена
вынимают из чужих капканов пойманных птиц, потом встречают Белого мага,
охотника, которому и принадлежат эти капканы. Он рассердился на молодых людей и обрек их на
вечное хождение вслед за пущенной им осиновой пулей. И вот они ходят по сцене,
круг за кругом, и каждый раз оказываются в одном и том же месте. Они не знают,
сколько кругов им еще предстоит пройти, и бредут покорно, избывая свою вину за
украденную добычу Белого мага. Так проходит много времени, муж и жена успевают
родить детей и умереть. И теперь уже их дети совершают все эти бесконечные
круги, потому что должны искупить грех своих предков. Очевидно, в теме стародавнего греха
предков сокрыта какая-то тайна народа коми, и сами представители этого народа
должно быть знают об этом. Но из пьесы совершенно не понятно, что это за грех?
И можно ли из, в общем, не очень серьезной провинности, заключающейся в том,
что голодные люди воспользовались плодами чужой охоты, обрекать целый народ на
неизживаемое чувство вины и греха? Не будем сейчас вдаваться в то, как трактуется
грех в христианстве. Скажем только в самых общих словах, что он возникает в
связи с непослушанием Адама и Евы Богу. Возможно, эта супружеская пара в пьесе
Попова – тоже подобие библейских Адама и Евы, только в языческом варианте. Если
это так, то тема греха усложняется, укрупняется и предстает как аналог родового
греха народа. Но только, повторяю, грех этот не раскрыт драматургом и потому
выглядит натужно, искусственно. И вообще перенос древних верований на
современную почву – вещь весьма сомнительная. Она говорит о погружении в некие
архаические пласты сознания. Эти
архаические пласты сознания – примета современной культуры и религии, как она
преподносится человеку. Вместо того, чтобы смотреть в будущее, человек
обращается к прошлому, уходит в него, в самую древность, и начинает жить в мире
мифов. Это обрекает человека на потерю контакта с реальностью, на подмену
психологических и этических понятий
магическими колдовскими манипуляциями. В пьесе, как я уже говорила, есть не только
Белый маг, но и Черная колдунья, которая творит зло. Ее дару завидует другая
молодая героиня пьесы, и в конце - концов обретает этот дар. О черном
колдовстве автор пьесы и режиссер
рассуждают как о некоей данности, знакомой и обыденной вещи. И надо также
сказать, что зло в этом спектакле обладает большей силой притягательности,
нежели добро, поскольку роли Черной колдуньи и девушки, желающей перенять ее
злой дар, написаны и сыграны с большей силой и пафосом. Театр юного зрителя города Зареченска,
который привез этот спектакль на фестиваль в Чебоксары, вполне серьезно
рассуждают о проблемах порчи и сглаза,
колдовства, магии. Когда вы смотрите спектакль , впечатление возникает такое,
что вы попали в какой-то доисторический
мир, где нет примет современной жизни, нет современного человека, а есть некие
существа с их страхом перед иррациональным и таинственным Злом, рабской покорностью судьбе и верой в
то, что человек не в состоянии искупить
грех своих предков, и так и существует в вечном движении по замкнутому кругу, без надежды на
спасение. Эта покорность судьбе и
наводит на грустные размышления . Думаю,
что она сформировалась не сегодня, ее истоки в прошлом малого народа коми,
который, конечно, жил очень непростой жизнью среди русского населения. Впрочем, я уже упоминала, что вера в
магию, колдовство и сглаз сегодня есть и у русских. В нашем современном
обществе словно бы из самых толщ и
глубин народной жизни вспыли эти иррациональные древние верования, которые подспудно, в скрытом виде существовали и раньше,
но не выходили на поверхность . Они говорят о человеческой и социальной
пассивности людей, но также, с другой стороны, и о потребности составить некую умопостигаемую
картину мира, которая после краха социалистических ценностей была разрушена. В пестрой картине
современности в поисках недостающей духовности люди стали обращаться к разным
религиям и верованиям, к буддизму, ведам, а также и к магическим культам и
практикам. Не секрет, что и в православии, в среде верующих, то есть в той же
сфере народной религиозности, сегодня
ощущаются некие магические влияния. Это
– примета современной жизни, в которой наметился выход за границы
религиозных традиций и уход в архаику. Все это как будто свидетельствует о
нравственном регрессе общества. Хотя
проблема эта не так проста. Темы погружения в архаические верования и
мифы сегодня обсуждается в культурологии.
Современная реальность постмодерна, разбившись на множество субкультур,
и разрушив традиционную для советского периода централизацию, представила множество вариантов архаики,
особенно в среде таких народов как
башкиры, чуваши, чеченцы, фино – угры и отдельные сибирские народы. Архаика в современном индустриальном
обществе возникает словно бы в противовес модернизационным тенденциям. С одной
стороны, она является результатом тех процессов, которые происходили в связи с
развалом СССР, то есть определила тенденцию возвращения к родовым национальным
истокам. С другой стороны, архаика – это компенсаторная реакция в основном
депрессивных районов, население которых не выдерживает сверхнапряжения и ритмов
современной цивилизации. Откат отдельных субкультур назад, в прошлое – это
противоположная сторона маятника, который с 30-х годов раскачивался в сторону
ускоренного технического прогресса. И становится очевидным, что технический
прогресс сам по себе еще не является гарантией
интеллектуального, морального и
культурного роста населения. Сверхнапряжение чревато декомпенсаторными
явлениями. . Возвращаясь к спектаклю «Идущие к свету», с удивлением стоит отметить, что молодежная публика в Чебоксарах восприняла эту пьесу с большим воодушевлением. Звучали бурные аплодисменты, чуть ли не крики «браво». Это говорит о единстве восприятия реальности театра и зрителя, об общем культурном уровне, о единых устремлениях в понимании действительности. Возникает впечатление, что для молодежного зрителя, так же как для героини спектакля, обладание магическими практиками ведьмы таит в себе определенный соблазн, что наводит на еще более тревожные размышления о состоянии умов современного человека. Мы живем сегодня в жестоком мире, и обычный средний человек, не имеющий опоры в культуре, не справляющийся со сложностью современной действительности, где поколеблены еще и традиционные нравственные ценности, хочет прибегнуть к неким вполне доступным методам защиты, содержащимся в магических практиках. Конечно, можно еще раз «нажать» и «запретить», как это происходило ни раз в истории России, когда малые народы подвергались насильственному обращению в православие. Но их собственная исконная вера только уходила на дно и там, затаившись, все же подпитывала людей своими понятиями и практиками. Сегодня она вышла на поверхность, и думаю, что в этом явлении все же есть и положительное начало, оно заключено в том, что народу надо предоставить возможность испить до дна чашу своих чаяний и иллюзий, чтобы постепенно окультуриться, подняться над стародавними поверьями и войти в цивилизованный мир. Хотя, с другой стороны, в России исторически всегда существовало двоеверие: официальная религия и народная, которая сохраняла себя на протяжении столетий. Так что результат этих процессов архаизации сознания в отдельных субкультурах пока предугадать никто не может. Приведет ли это к тупиковой ситуации, поставив депрессивные районы на грань выживания, или даст в конечном счете новые силы и энергию, чтобы двигаться дальше? Вполне вероятен второй вариант. Только надо учесть, что российский социум, расколовшись на отдельные субкультуры, отныне будет развиваться неравномерно. И если прежде в советском социуме существовал центр и периферия. То с 90-х годов стала возникать культурная и национальная чересполосица, разные районы могут отставать друг от друга уже не на десятки, как казалось раньше, а на сотни лет.
| |||
09.01.2018 г. | |||
Наверх |