ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> К 200-летию памятника Минину и Пожарскому в Москве

К 200-летию памятника Минину и Пожарскому в Москве

Печать
24.01.2018 г.

С 31 января по 26 марта 2018 г. в Государственном историческом музее (Москва) будет проходить выставка "Памятник Минину и Пожарскому в Москве. К 200-летию главного скульптурного монумента России". 

Выставка: 200 лет памятнику Минину и Пожарскому в Москве

 

Выставка посвящена истории первого скульптурного памятника Москвы, созданного выдающимся русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835). Монумент был воздвигнут в самом сердце Первопрестольной, на Красной площади, и торжественно открыт 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за ее пределами, являясь и сейчас одной из главных визитных карточек столицы нашей страны.

Монумент занимает исключительное место в истории русской культуры. Гражданин Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.

Работа над памятником началось в самый разгар Наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войной 1812 года, в период небывалого подъема патриотического настроения в обществе. Именно поэтому монумент, наполненный гражданским пафосом, воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне. Недаром в одном из ранних описаний произведения И. П. Мартоса есть такая фраза: "Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох".

Идея создания монумента, посвященного Минину и Пожарскому, впервые появилась в 1803 году у членов прогрессивного "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", одним из членов которого был И. П. Мартос. К 1804 году скульптором уже была разработана программа будущего памятника, а через некоторое время выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре (представлена на выставке). Однако из–за загруженности И. П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.

В 1808 году мысль об увековечивании подвига народных героев возникла вновь, у жителей Нижнего Новгорода, родного города "гражданина Минина". Инициатива была поддержана императором Александром I и в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И. П. Мартоса, это: С. С. Пименов, С. Д. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут–Малиновский, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин и Ж. Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за И. П. Мартосом, проект которого, значительно переработанный, в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.

1 января 1809 года была открыта подписка "на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт–ректора Академии художеств статского советника Мартоса" и во все губернии Российской империи разосланы выгравированные рисунки монумента (представлена на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, "которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина", а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштаб памятника, завершенной в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила "искусство нового Фидиаса".

Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы И. П. Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года, в присутствии многочисленных зрителей, в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Присутствовавший при "рождении" своего произведения И. П. Мартос писал: "Медь плавилась 10–ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение ее в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно". Отливка колоссальной скульптурной группы (высота 4,5 метра) по выплавляемой восковой модели за один прием была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.

Постамент памятника был изготовлен известным каменотесом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 — после 1840) из трех монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.

21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт–Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве–реке.

В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818" и принято окончательное решение "поставить монумент на Красной площади". Конкретное место определил И. П. Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против его входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей состоялось торжественное открытие памятника. В мероприятии приняли участие император Александр I, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Перед только что открытым памятником прошел грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С. А. Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы".

Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.

Благодаря центральному расположению памятник Минину и Пожарскому оказался свидетелем важнейших событий, происходивших в XIX–XX веках на главной площади страны. На выставке представлены малоизвестные гравюры и литографии, редкие фотографии и плакаты, изображающие эпизоды коронаций российских императоров, большие крестные ходы и молебны, военные парады и демонстрации, а также интересные акварельные виды Красной площади.

Произведение И. П. Мартоса было запечатлено не только художниками и фотографами, но и целым рядом мастеров декоративно–прикладного искусства. На выставке можно видеть самое раннее камерное воспроизведение памятника, исполненное архангелогородским резчиком по кости А. Коржавиным в 1810–е годы; каминные часы "Минин и Пожарский", созданные великим французским бронзовщиком П. Ф. Томиром по заказу Н. Н. Демидова в начале 1820–х годов; серебряные вызолоченные табакерки первой половины — середины XIX века, украшенные черневыми гравюрами с изображением знаменитого монумента; настольное украшение в виде миниатюрной копии памятника, изготовленное известным московским бронзовщиком Г. Шмидтом в середине XIX столетия; различные сувенирные изделия советского времени, в той или иной степени использующие образ памятника Минину и Пожарскому.

Специально для выставки подготовлена презентация "Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Взгляд из XXI века", позволяющая увидеть уникальный монумент во всех деталях глазами современного фотографа–художника.
 
 
 
 

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение