В.С. Соловьев и прот. А.М. Иванцов-Платонов |
Идеал «цельного знания» в отечественной религиозной философии и православной мысли на рубеже XIX –XX вв. Идея синтеза «цельного знания» (предполагающего единство разума, опыта и веры; философии, науки, теологии) – ведущая в построении философской системы для В.С. Соловьева, основателя отечественной философии всеединства [2,с.100]. Всеобъемлющим началом философии всеединства является Абсолютное [2,с.102]. В философской концепции В.С. Соловьева важны понятия Богочеловечества, положительного всеединства, свободной теософии (цельного знания). Входя в цельное знание, наука, философия, теология утрачивают свой самостоятельный характер, приобретая синтетизм [2,с.106]. Теология, утратив исключительность, превращается в свободную теософию. Философская система В.С. Соловева, как специальный предмет изучения, образует объемное исследовательское направление. Остановимся лишь на отдельных положениях последней, а также, предложим некоторую систематизацию богословско-философских идей прот. А.М. Иванцова – Платонова, православного мыслителя, придерживавшегося идеи синтеза «цельного знания» (в том числе, находившийся в круге общения В.С. Соловьева; знакомы были, в первую очередь, отец философа, историк С.М. Соловьев и прот. А.М. Иванцов-Платонов). Истина, утверждал В.С.
Соловьев, не может определяться исключительно принадлежащей разуму, опыту или
вере. Истина, пишет философ, по понятию своему должна быть и тем, и другим, и
третьим. Определение истины всецело как догмат веры сводится к отвлеченному
догматизму. Абсолютная истина должна быть всей истиной, «всем во всем» [11,с.878].
На пути построения цельного знания задачей является освобождение теологии от
отвлеченного догматизма, введение религиозной истины в форму разумного
свободного мышления, реализация ее в опытной науке (поставив теологию во
взаимосвязь с философией и наукой, организовав тем самым всю сферу истинного
знания в целостную систему свободной теософии) [11,с.880].С позиций свободной
теософии недостаточно ограничиваться только теорией, познанием. Свободная
теософия предполагает теорию действия, которое основано на знании,
преобразовании мира Богочеловечеством (человечеством на высшей ступени своего
развития) [1,с.56,с.82]. Истинная организация знания требует организации
действительности. Отсутствие истины в действительности означает, что «…мы живем
не в истине, а поэтому и не познаем истину» [11,с.880]. Дух должен быть
внутренне подчинен божественному, Организация действительности представляет
задачу универсального творчества, «… осуществление человеком божественных сил в
самом реальном бытии природы – свободной теургии» [11,с.881]. Вопрос об
осуществлении истины переходит в сферу эстетического (поскольку искусство как
полнота свободной теургии пересоздает действительность) [11,с.881]. В философии
всеединства происходит расширение границ рациональности (в силу «деформации»
как философской, так и религиозной составляющих). «За счет совмещения областей
иррационального и рационального, – пишет В.Н. Акулинин, – сфера последнего
расширялась» [1, с.74]. В концепциях философии всеединства все формы духовной
культуры (наука, философия, искусство) способны выполнять функцию познания
(будучи интегрированы в «цельное знание») [1, с.57]. К богословам,
оказавшим влияние на В.С. Соловьева, относят А.М. Иванцова-Платонова, В.Д.
Кудрявцева. А.М. Иванцов-Платонов назывался В.С. Соловьевым в качестве своего
учителя (в связи с чем остановимся на идеях богослова подробнее) [1,с.11; 10; 9; 12]. Для
богословской позиции А.М. Иванцова-Платонова характерны контакты,
сотрудничество православного мыслителя со славянофилами, обоснование взаимности
научности и духовно-нравственного, религиозного начала. Последнее, писал С.Н.
Трубецкой, «…дает санкцию научным требованиям беспристрастия и добросовестной
критики» [12,с.196]. Прот.
А.М. Иванцовым – Платоновым акцентировалось, в обосновании общей платформы светских
наук и богословия, единство законов внешней природы и нравственности
(установленных Богом) [4; 5; 3; 6]. «Поэтому, – пишет богослов, – ошибаются те, которые
изучение этих законов считают делом совершенно чуждым и даже противным изучению
Закона Божия» [4,с.26]. Кроме того, между богословием и светским науками
существует и содержательная взаимосвязь. «Самые важные, самые основные вопросы
наук философских и социальных входят также между прочим и в круг предметов,
подлежащих обсуждению богословской науки» [4,с.31]. А.С.
Иванцовом-Платоновым высоко оценивается уровень богословской образованности
А.С. Хомякова (что происходит, заметим, в ситуации, когда далеко не всеми
богословами философско-богословская концепция славянофилов принимается положительно)
[3,с.97]. Несмотря на внешнее отсутствие принятой в богословских текстах А.С.
Хомякова формы, по словам прот. А.С. Иванцова-Платонова, последние содержат
цельность, стройность и последовательность, богатство материала, оказав
значительное влияние «…на духовную литературу, на новых деятелей богословской
науки, на развитие и укрепление религиозного сознания в обществе» [3,с.98]. Проблемы
взаимоотношения религиозного мировоззрения и светского знания рассматриваются в
работе прот. А.М. Иванцова-Платонова «Религия и наука» (рецензии на сочинение
В.Н. Чичерина с одноименным названием, опубликованную в «Православном
обозрении», вышедшую, в дальнейшем, отдельной книгой) [7; 8; 5]. Значительная
ее часть заключена в достаточно подробном изложении содержания рецензируемого
текста. В то же время, автором высказываются идеи, важные для реконструкции
собственных взглядов богослова на обозначенную выше проблему. В самом начале
рецензии православным мыслителем объясняется необходимость рассмотрения труда
В. Н Чичерина, что связано с актуальными тенденциями в научном, гуманитарном
дискурсе, ситуации в обществе. Книга является, полагает А.М. Иванцов-Платонов,
свидетельством серьезной перемены, сдвига в духовных настроениях интеллигенции,
произошедших в обществе [7, с.134]. Примечательно, – пишет богослов, – что
книга выходит «…из противоположного лагеря, который в сороковых и пятидесятых
годах назывался западническим» [7,с.135]. К положительному в ее содержании
богослов относит рассмотрение важнейших вопросов философии, искусства,
нравственности, права в связи с религией [7, с.136]. А.М.
Иванцовым-Платоновым развивается положение о целостном характере знания, о
гармоническом отношении знания и веры. Предложения о подчинении разума вере
исходят, замечает православный мыслитель, от почитателей религии, не имеющих
достаточного богословского образования [7,с.155]. «Только истинные богословы, –
пишет он, – умеют различать, в чем философия должна быть совершенно
самостоятельна, и в чем она должна заимствовать начала познания от веры,
нисколько не отказываясь вместе с тем от их логического и диалектического
развития» [7,с.156]. Православный мыслитель справедливо отмечает, что в
богословских школах России (в отличие от светского образования) философия порой
находила единственный свой приют. Несомненно, что преподавание философии в
духовном учебном заведении имеет свою специфику; кроме того, при всем уважении
к философскому знанию, духовная школа может проявлять известную осторожность в
отношении выводов частных философских систем, а также, – запаздывать в усвоении
новейших результатов философской мысли [7, с.156]. Необходимо, замечает А.М.
Иванцов-Платонов, проводить различение между свободным, нравственным
подчинением человеческого разума Божественному, признанием их живой связи в
Откровении, и между порабощением ума авторитету веры, как чуждому для нее
началу [7,с.158]. Подчинение такого рода не действует в отношении исследования
предметов естественных наук(а также философии, изучающей выражения начал
познания и бытия, в проявлениях мысли и жизненного процесса). Разум волен идти
самостоятельным путем, в том числе, и в познании природы Божественного начала.
Богословие, пишет А.М. Иванцов-Платонов, «…только прибавляет к этому, что жизнь
Божества, как абсолютного, живого и личного… Существа не объемлется одними
отражениями его свойств в тварной жизни, и потому в существе своем не может
быть познана из тварной жизни, что жизнь Божества бесконечна, и потому не может
быть обнята разумом неизбежно сознающим свою ограниченность…» [7,с.159]. Разум
должен уяснить жизненное значение высшей откровенной истины[7,с.160].
Проведение связи между наукой и религией усматривается богословом прежде всего
в усвоении первой высокого нравственного духа. Кроме того, в зависимости от
характера научного знания (естествознание, история, философия) различны формы
взаимоотношения последнего с богословием [7,с.161]. В
большей степени имеет соприкосновение с богословием философия. Необходимость
религиозного характера последней обусловлена соображениями (и объективным
положением) целостности. «Вот такой-то смысл, – пишет православный мыслитель, –
между прочим имели и у славянофилов наших толки о цельности духовного развития
и о необходимости религиозных начал для философии» [7,с.162]. В учении о Св.
Троице последними была воспринята не только богословская догма, а и глубокая
философская истина, которая включала в себя «…существенные определения
оснований мировой жизни» [7,с.163]. Богословом
неоднократно подчеркивается важность учения славянофилов о целостности духовного
развития [7, с.163]. Целостность духовного развития должна сохраняться на
протяжении всей человеческой жизни; всем духовным силам и способностям
(представляющим различные направления деятельности человека) следует находиться
в единстве [7,с.164,с.165]. «Всякая духовная односторонность есть
ненормальность, своего рода уродство, хотя иногда такие духовные уродства и
представляются гениальными» [7,с.165]. Идеалом должно оставаться достижение
полноты и гармонии во всем духовном развитии. Богослов делает оговорку
относительно того, что последнее может быть осуществлено относительно, – в
существах, утративших цельную природу (имеется ввиду падшее состояние
человека), из чего следует необходимость стараний как можно ближе к нему
(идеалу) приблизиться [7,с.166]. Обоснование
цельности бытия, гармонии духовных способностей человека включено и в обсуждение
вопроса об отношении религии к искусству [8]. Христианство, пишет А.М.
Иванцов-Платонов, есть религия воплощенной Идеи, воплощенного Разума,
воплощенного Слова, религия не только Истины и Добра, но и Красоты [8, с.346,с.306,
см. также с.310]. «Верою в воплощенное Слово все люди делаются причастниками
искупления» [8, с.312]. Приведенный
выше материал позволяет сделать выводы о внутренних, содержательных взаимодействиях
и отношениях философско-религиозных и богословских дискурсов в отечественной
духовно-интеллектуальной традиции на рубеже XIX – XXвв. В частности, имеет определенное
сходство обоснование цельности знания в философско-религиозной концепции В.С.
Соловьева и подходе православного мыслителя прот. А.М. Иванцова-Платонова.
Немаловажным обстоятельством является и непосредственное общение упомянутых
выше философа и богослова. Полагаем, изучение отечественной религиозной
философии и богословия, в таком «персонологическом» направлении конкретизирует
позицию сопряженности философии и богословия, а также обогащает и детализирует,
углубляет общую картину отечественной истории философии. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акулинин
В.Н. Философия всеединства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск:
Наука, 1990. – 157с. 2. Емельянов
Б.В. Три века русской философии(XVIII–XXвв.). Екатеринбург:Изд-во Урал.
ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед.ин-та, 1995. –226с. 3. Иванцов-Платонов
А.М. Несколько слов о богословских сочинениях А.С. Хомякова (По поводу
пражского их издания)//Православное обозрение. 1869. Январь. с.107–119. 4. Иванцов
– Платонов А.М. О предубеждениях светских людей против богословских
наук//Православное обозрение. –1863. –вып.12. –с.24–35. 5. Иванцов-Платонов
А.М. Религия и наука. М. 1879. 80с. 6. Иванцов-Платонов,
А. М. «Что такое жизнь»: религиозно-философское изследование
протоиерея А. М. Иванцова-Платонова. – 2-е изд. – Москва: Изд. книгопродавца А.
Д. Ступина, 1899. – 80 с. 7. Православное обозрение. 1879. Сентябрь. С.134–170. 8. Православное обозрение. 1879. Октябрь. С. 302–346. 9. Соловьев
Вл. С. А. М. Иванцов-Платонов [Некролог] // Собр. соч. в 10 т. Т. IX. с.
414–415. 10. Соловьев В. Проф. протоиерей А. М.
Иванцов-Платонов //Вестник Европы.
– 1894. –№ 12.
–с.893–894 11. Cоловьев В.С. Философское начало
цельного знания. – Мн.: Харвест,1999. –912с. 12. Трубецкой С.Н. Научная
деятельность А.М. Иванцова-Платонова/С.Н. Трубецкой //Вопросы философии и
психологии. М.1895. –год VI.
КН.2(27). –с.193 – 220.
Публиковалось: Русский Логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции. Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2017 г. Т.2, стр. 309-312 | |
Наверх |