Михаил Прехнер. Новые поступления в собрание МАММ |
03.02.2018 г. | |
В Мультимедиа Арт Музее, Москва до 18 марта 2018 г. проходит выставка "Михаил Прехнер. Новые поступления в собрание музея". Выставка «Михаил Прехнер. Новые поступления в собрание музея» — второе обращение МАММ к наследию этого выдающегося представителя российского фотоавангарда. В 2013 году МАММ организовал его ретроспективную выставку, переоткрыв творчество Прехнера: его работы не выставлялись с конца 1930-х годов. Новая выставка, организованная МАММ, показывает работы Прехнера, сохранившиеся только в негативах. Они сохранены дочерью Прехнера Натальей Михайловной. Бóльшая часть фотографий не была атрибутирована. Атрибуция, включающая уточнение сюжетов и датировку, делалась сотрудниками музея. Так, на одном из снимков человек читает газету. В кадр попал газетный заголовок — «Наводнение в Австрии». Оно случилось в 1939 году — соответственно, к этому году относится и снимок Прехнера. На другой фотографии удалось разобрать название яхты — «Ударник». «Ударник» и «Пионер» были первыми построенными в СССР крейсерскими яхтами. Они проходили испытания в большом плавании вокруг Скандинавии в 1934 году. Таким образом, мы понимаем, что фотографию можно датировать 1934 годом. В выставку вошли снимки, созданные для альбома «Первая конная армия» (дизайнерами этого издания были Александр Родченко и Варвара Степанова), репортажи с I съезда советских писателей и о новой Москве, снимки из поездок по заданию журналов «СССР на стройке» и «На стройке МТС и совхозов» в Ойротию, Бурят-Монголию, Кабардино-Балкарию, Одессу и Ленинград. Основная часть фотографий, представленных на выставке, создана в 1930-е годы. Несколько снимков относятся к 1940–1941 годам. Михаил Прехнер (1911–1941) решил сделать фотографию своей профессией в 17 лет. Окончив школу-девятилетку в 1928 году, Михаил поступил на работу в редакции журналов «Радиослушатель» и «Говорит Москва», позднее стал корреспондентом «Союзфото», сотрудничал с газетой «Известия». Уже в 1931 году Прехнера привлекли к работе над большими альбомами — «Первая Конная армия», «Индустрия социализма», «Пионерия», «Университеты» и др. С 1932 года он на постоянной основе сотрудничал с легендарным журналом «СССР на стройке». В 1935 году работы Прехнера были показаны на выставке «Мастера советского фотоискусства». Членами жюри были такие великие мастера, как Александр Родченко, Сергей Эйзенштейн и Александр Гринберг. В шестом номере «Советского фото», где обсуждалась выставка, Прехнеру была посвящена отдельная статья в рубрике «Профили мастеров». Отмечался несомненный талант молодого автора, его виртуозное мастерство, умение пользоваться формальными открытиями Родченко — резкими ракурсами, «косиной» кадра, съемкой с нижней или верхней точек, но также с удивлением и восхищением говорили о несомненном лиризме и свежести прехнеровской интонации. В 1930-е годы работы Михаила Прехнера выставлялись на десятках международных выставок фотографии и неизменно получали самые высокие награды. Верилось, что впереди — долгая и успешная жизнь. Михаил Прехнер погиб, когда ему было 30 лет. В августе 1941-го его командировали снимать бои в Эстонии. Он был там вместе с группой советских войск, защищавших рубежи Таллинна. Точно так же, как солдаты отстреливались до последнего патрона, Прехнер до последнего снимал эти трагические события и погиб во время бомбежки 27 августа, за день до того, как Таллинн взяли немцы. | |
Наверх |