Ювенальные призраки Государственной Думы |
08.02.2018 г. | |
По итогам расширенного заседания Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, состоявшегося 8 февраля 2018, заместитель председателя данного комитета Оксана Пушкина сообщила ТАСС, что рассматривается возможность усилить законодательную ответственность родителей за воспитание детей. В частности планируются изменения статьи 5 КоАП "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних" с целью увеличить предусматриваемые ею штрафы (в настоящее время они составляют от 100 до 500 рублей). Также предлагается внести поправки и в Семейный кодекс. С чем такое желание связано, понятно. Сказываются недавние истории
со старшеклассниками, устроившими в своих школах настоящую бойню.
Предполагается, кстати, что эти подростки были участниками закрытых «колумбайн-сообществ»
в социальных сетях. Название «колумбайн» данные сообщества получили по школе «Колумбайн»
в США, ставшей известной после массовой резни, произошедшей там в 1999 году. В
подобных сообществах культивируется решение школьных проблем с применением
силы. Оксана Пушкина жалуется на наличие проблем во взаимодействии семьи
и школы: «Это и нежелание родителей
совместно с педагогами решать проблемы, возникающие у детей, или признавать
проблемы ребенка. Это недостаточный контроль со стороны родителей за детьми
группы риска и организацией их досуга, а также за виртуальной жизнью ребенка,
его контактами в интернете. Кроме этого,
часто родители просто перекладывают проблемы своих детей на школу или не интересуются
их школьной жизнью». И с этим вполне можно согласиться. Действительно, довольно часто родители
не уделяют своим детям должного внимания, подходят к воспитанию формально. Подобное
отношение часто становится источником различных проблем. Теперь мы знаем, что
масштаб этих проблем может вылиться в причинении вреда здоровью окружающих, а в
пределе - и в убийства учителей и соучеников. Но вот метод, которым предлагается решать проблему, вызывает
опасение. Порою наших депутатов одолевает какой-то неоправданный юридический
оптимизм. Мол, ужесточим закон, и проблема решится. Надо сказать, правда, что кроме кнута
депутаты готовят родителям и пряник. Обсуждается возможность ввести в «практику работы школ процедуры поощрения или
награждения родителей за помощь в организации и проведении мероприятий и за
хорошее воспитание детей». Грамоты школа и сегодня родителям
выписывает. Вероятно, имеется в виду какое-то материальное поощрение. Определённый смысл в таком подходе есть. Хотя
с родителями детей «из группы риска» такая мотивация не сработает. Там, где
действительно плохо, поощрение из школы ни на что повлиять не сможет. Но и увеличение штрафов роли не сыграет. Когда родителей будут
штрафовать? Очевидно, что после того, как уже что-то произошло. Ну и какой в
этом смысл? Как это поможет избежать возникновения подобных ситуаций? Главное же - профилактика подобных срывов. А
как только у нас начинает звучать слово «профилактика», проявляется тень ювенальной
юстиции. Возникает желание залезть в семью и посмотреть, хорошо ли там
воспитывают детей или не очень. Со всеми вытекающими проблемами, вроде
субъективности или формальности критериев оценки, нарушения родительских прав и
т.д. Один тезис о необходимости «контроля
за виртуальной жизнью ребёнка» чего стоит. Оштрафовать родителей, обнаружив
их чадо зарегистрировавшимся в какой-то не той группе, дело нехитрое, а как
законодатели предлагают обеспечивать этот самый контроль? Не давать ребёнку
доступа в интернет? И это - при наличии на у детей на руках мобильных
телефонов? Не давать детям мобильников? А как тогда отслеживать их действия на
расстоянии? Или пусть дети сидят дома до прихода родителей с работы? Никаких
внешкольных занятий, никакого дополнительного образования. Так что ли? А уроки детям как делать? Уже сегодня домашние задания дети
получают через электронный дневник. Предполагается, что при приготовлении домашних
заданий ребёнок должен пользоваться интернетом. А завтра дистанционных образовательных
технологий станет гораздо больше. Это - требование времени, но это же - и
направление государственной политики. Получается, государство одной рукой
подталкивает ребёнка в интернет, а другой грозит родителям за то, что они туда
его одного пускают. А родители не могут постоянно быть за плечом ребёнка.
Добросовестное выполнение домашних заданий требует весьма длительного времени. Если
необходимо, чтобы кто-нибудь из родителей всегда был в этот момент рядом, то этот
родитель, по меньшей мере, не должен работать. Да и на ведение домашнего
хозяйства отвлекаться особо нельзя. Получается, что в законодательство хотят заложить такую степень
контроля за детьми, которую могут позволить себе очень немногие. Мы скатываемся
к тезису «бедный родитель - плохой родитель».
Надо ли говорить, что этот тезис никуда не годен? К тому же, проблемные
дети довольно часто встречаются именно в состоятельных семьях. А в многодетной
семье ребёнку неизбежно предоставляется более высокая степень
самостоятельности. Получается, что закон в очередной раз ударит по многодетным
родителям. Остаётся надеяться, что депутатская мысль всё же не будет
развиваться в таком направлении. И Оксане Пушкиной помогут понять, что данные обсуждаемые
идеи имеют весьма сомнительные перспективы, как этические, так и
законодательные. | |
Наверх |