ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Ловец света

Ловец света

Печать
14.02.2018 г.

С 3 по 18 марта 2018 г. в Концернтно-выставочном зале "В доме Нащокна" Центрального совета ВООПИиК (Москва) будет проходить выставка "Ловец света. Обновленная экспозиция проекта "Свет фресок Дионисия - миру", посвященная памяти фотохудожника Юрия Холдина.

Холдин Ю.И. Пантократор. Купол Собора Рождества Богородицы. Фотография, 1997. Дионисий 1500-1502.

    Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти выдающегося мастера Дионисия, в последние годы получили дыхание новой жизни. Словно оторвавшись от места, уже более десятка лет светописный образ знаменитой стенописи путешествует по России, по миру, периодически снова возвращаясь в Москву, где следам трудов «началохудожника» Золотого века русской иконописи, известных по летописным источникам, почти не осталось. Столь первозданно и цельно как в далёкой от культурных центров вологодской глубинке – селе Ферапонтово, Дионисий не уцелел нигде. Полный цикл его фресок – зримое воплощение духовного опыта Святой Руси – это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах. Они занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Возможность увидеть этот непревзойдённый шедевр, сопоставимый по художественной ценности с произведениями современников Дионисия – Микеланджело и Леонардо да Винчи, не выезжая из Москвы, не была бы столь удивительна, учитывая достижения технологий XXI века, если бы мы не имели дело с трудом ещё одной уникальной личности. Юрий Холдин, автор этого необычного опыта «сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого», быть может,  впервые в истории жизни этой стенописи, нашёл – как показать то, что при обычных условиях экскурсионного знакомства не получается воспринять в Ферапонтово. Сегодня глазами мастера фотоискусства, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры. Юрий Холдин трагически погиб в 2007 году, оставив нам поистине бесценное наследие, внимание к которому не ослабевает. Говоря о потребности возвращения на выставку, зрители нередко указывают на впечатления, связанные с её посещением: они не похожи на результат обычного знакомства с искусством, они скорее подобны моменту встречи с чем-то надмирным. Каждое обновление экспозиции это всегда и новая ступень работы с культурой живого восприятия оригинала, и – новые нюансы разворачивания многопланового замысла проекта «Свет фресок Дионисия – миру» в комментариях одного из его авторов – искусствоведа Екатерины Даниловой.

 

     Вопрос о жанре объёмного произведения, о приоритетном предмете экспозиции – фресках или фотографии, как правило, уходит на отдалённый план по мере погружения зрителя в пространство света. Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтово взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. «Искусство — всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство — всегда непостижимо. Если вслушиваться — оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям», — говорил Юрий в одном из последних интервью.

 

     Ещё в 2006 году на первой выставке проекта, стартовавшего в Третьяковой галерее, её назвали фотооткрытием, видя, что за пробуждением интереса к древнерусскому искусству языком искусства современного стоят невероятные подвижнические усилия.  «Юрий Холдин – удивительное творческое явление в русской фотографии, это особый взгляд на сюжет и особый подход к делу, если просто говорить, то это – творческий подвиг». В достигнутом был бесспорный прорыв. Но всякое новое явление в искусстве несёт в себе язву противоречия с негативным опытом прошлого, а потому не может двигаться без ощутимого противодействия старого. А дело в том, что весь ХХ век некачественно тиражируемым Дионисием пытались «иллюстрировать» различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. «Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!» Была и копийная тенденция выставочной демонстрации малодоступного оригинала, но и это метод не давал существенного приближения к подлиннику. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике пространственной стенописи оказалась лишённой полноты смыслового восприятия, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Но его утверждения не были голословны, он смог наглядно продемонстрировать совершенно другой опыт видения вопросов, подвергнутых жёсткому анализу.

 

     Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи — показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, «глаза в глаза» никто никогда не видел. В результате – светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и широкой, массовой аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к достоянию русской и мировой культуры.

 

     Более полутысячелетия назад Дионисий жил и творил на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее — «стояния на Угре» и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания — след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Труд Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошёл в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX—XXI веков. Есть много неслучайных совпадений в этом необычном сплетении судеб, путей двух художников, живших в разное время, творивших в разных сферах искусства, но встретившихся на пути своих устремлений – в равной степени воодушевлённых верой и стремлением к совершенной Красоте.

 

Источник 

 

Холдин Ю.И. Барабан, Архангел Гавриил. Фотография, 1997. Дионисий 1500-1502.Холдин Ю.И. Богородица с Младенцем Христом (Одигитрия). Фотография, 1999. Дионисий 1500-1502.Холдин Ю.И. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» Икос 3. (Встреча Марии и Елизаветы). Фотография, 2000. Дионисий 1500-1502.


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение