«Венец земного цвета» Бориса Кустодиева |
17.02.2018 г. | |
С 17 февраля по 22 апреля 2018 г. в Музейно-выставочном комплексе "Новый Иерусалим" (г. Истра, Московская обл.) будет проходить выставка работ Бориса Кустодиева «Венец земного цвета». Выставочный проект организован музеем «Новый Иерусалим» при поддержке и значительном участии Государственного Русского музея, который является одним из главных хранителей великого творческого наследия Кустодиева. На выставке будут собраны произведения из коллекций более десяти ведущих музеев страны – Казани, Воронежа, Костромы, Владимира, Иванова, Краснодара, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар и Москвы. Санкт-Петербург на выставке наряду с Государственным Русским музеем представят ГМЗ Петергоф и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (НИМ РАХ). Кроме того, часть произведений для выставки предоставят частные коллекционеры, рекомендованные аукционным домом Sotheby`s . Предстоящая выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Б.М. Кустодиева – мастера, чье имя неразрывно связано с традициями русской культуры и открывает целый ряд мероприятий, посвященных юбилею. Поэтому главный акцент будущей экспозиции сделан на картины, посвященные русскому купечеству, бытовым сценам и праздничным гуляниям. По мнению автора идеи проекта, заместителя генерального директора музея «Новый Иерусалим» Дарьи Миловановой, эмоционально выставка призвана передать атмосферу широкого русского праздника, настроение которого создает яркая колористика и выразительность образов, созданных гением Б.М. Кустодиева. Не случайно открытие состоится на масленичной неделе и совпадает с традиционными народными проводами Русской зимы. На выставке представлен изобразительный материал, который наглядно демонстрирует, как выстраивалась эволюция мастера в рамках одной темы – от редчайших эскизов для дипломной картины «Базар в деревне» (картина не сохранилась) к «Масленице» (собрание Государственного Русского музея) и «Ярмарке в Кинешме» (1917, Частное собрание). От камерных, вполне традиционных портретов родных и однокашников – к масштабным портретам с индивидуально Кустодиевскими эмоциональностью, характерностью, колоритом. «Ограничение выставки наиболее узнаваемыми темами художника, помогло, как мы надеемся, представить их полнее, глубже и выявить новые связи и рифмы, ранее не демонстрируемые в выставочном пространстве», – отмечает куратор выставки Ольга Глебова. Так, например, тема масленицы фигурирует и в знаковом живописном полотне «Масленица» (1916, Государственный Русский музей), и в отдельных произведениях с персонажами масленичных гуляний, например, «Торговцы бубликами» (1919, Частное собрание), и в театральных эскизах, где тема масленицы перенесена на сцену. Купеческая тема воплощена в классическом портрете «Купец» (1918, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств), в акварелях и в натюрморте «Яблоко и сторублевка» (1916, ГМЗ «Петергоф»), символический смысл которого терялся из-за причисления его к декоративным натюрмортам мастера. Тема дворянского портрета выстраивается от ранних работ художника в этом жанре, выполненных под большим влиянием его учителей, через увлечение французскими мастерами импрессионизма («В театре», 1907, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) – к подчеркнуто авторски решенным портретам: «Портрет женщины в голубом» (1906, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Автопортрет. (На охоте)» (1905, Государственный Русский музей). Русская провинция, народные праздники – в каждой теме организаторы постарались продемонстрировать и знаменитые полотна, и редкие, не часто выставляемые произведения. | |
Наверх |