ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Искусство >> Изобразительное искусство >> Концентрация исторической субъектности

Концентрация исторической субъектности

Печать
АвторАндрей Карпов  

Пятая глава книги "Русская стрела. Политкультурология ".

Вперед: Первая попытка устранения России с исторической сцены - революция
Назад:   Русская православная цивилизация  

Скачать книгу единым файлом>>> 

Вне России происходили такие же процессы. Возникали национальные государства, некоторые из них становились основаниями, на которых складывались империи. Империи тянулись к тому, чтобы вобрать в себя всю цивилизацию, частью которой они являлись. Наполеоновские войны были явным проявлением такого стремления. Подобный мотив присутствовал и в гитлеровской экспансии. 

Народы отстаивали свой исторический суверенитет. На каждом новом этапе истории происходил отсев: часть народов утрачивала свою историческую роль, отдавая право формировать будущее тем, кто выкладывался сильнее, брал на себя больше. Приоритет обывательского комфорта и сытой жизни, замкнутость на интересах местечкового (а позже - и национального) уровня, гарантировано выщёлкивали народ на обочину исторического процесса. И наоборот, наличие миссии, ведущей идеи, регионального или глобального проекта и самоотверженное служение этому источнику вдохновения делало народ вершителем истории. 

История человечества весьма кровава. Это говорит о том, что народы часто черпают вдохновение из тёмных источников. Идеи оказываются гнилыми, а проекты сомнительными. Однако этическая повреждённость конкретных реализаций борьбы за исторический суверенитет не отменяет общего принципа. Если народ хочет сам управлять своим будущим, он должен адекватно отвечать на вызовы исторического момента, каждый раз переходя на следующий уровень культурно-политической организации. В коловращении этносов можно сохранить право на будущее, оставаясь этносом. Когда субъектами исторического процесса являются государства, необходимо иметь свою национальную государственность. Если на сцену истории выходят империи, отстоять будущее можно, лишь составив свою империю. Но, как показала новейшая история, это - ещё не предел. 

Впрочем, предпосылки нынешнего состояния можно увидеть и ранее. Когда Наполеон пытался расширить свою империю до границ западной цивилизации, а потом и выйти за её пределы, вторгшись в Россию, существовала антинаполеоновская коалиция. Другие страны, в том числе Российская и Британская империи, объединили свои усилия, чтобы устранить эту угрозу. Примерно то же произошло в период Крымской войны, только теперь общим врагом стала Россия, а её прежний союзник - Англия - выступила против неё. Первая мировая война велась между политическими конгломератами: с одной стороны - блоком Антанта, с другой - союзом Центральных держав. 

Суть этой тенденции можно выразить следующим образом: будущее народов отныне определяется вхождением их стран в наднациональные образования - различные блоки и союзы. Народы, чьи страны выступают организаторами подобных союзов, сохраняют возможность самостоятельно формировать свою историю, прочие вынуждены принимать историческую ситуацию такой, какой она сложилась в результате усилий других. 

Когда страна участвует в создании какого-либо блока, её народу, как правило, говорится, что это будет союз равных, но на практике обычно выходит не так. Одна из стран начинает доминировать. Если другие участники пытаются этому противодействовать, блок разваливается. Таким образом, в каждом блоке или союзе можно выделить ведущую страну, и именно её народ обладает максимальным историческим суверенитетом. 

Блоки возникают на следующем этапе после образования империй. А империи - многонациональны. Однако это национальное разнообразие становится значимым, только если  мы рассматриваем внутреннее устройство империй. Оно - предмет внутренней политики. Что касается борьбы за историческую судьбу, то имперский принцип как раз и состоит в том, что у всех народов империи она общая: её определяет и за неё отвечает народ, создавший эту империю. Пока другие народы делегируют право утверждать исторический суверенитет государствообразуюшему народу, империя жива. Если подобное делегирование оспаривается, империя входит в период кризиса, который может окончиться её распадом. А до тех пор, пока кризис не наступил, при взгляде со стороны народ империи предстаёт единым историко-политическим субъектом и в большинстве случаев называется по имени государствообразуюшего народа. Так любой представитель Российского государства за границей будет считаться русским, несмотря на то, что внутри России он может являться татарином, марийцем или якутом.

Вперед>>>

Назад>>>  


01.03.2018 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение