ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Главная

Реставрация имперской матрицы - сталинизм

Печать
АвторАндрей Карпов  

Восьмая глава книги "Русская стрела. Политкультурология ".

Вперед: Концепт советского народа и его переработка национальной культурой   
Назад:   Усвоение коммунизма и новая редакция национальной идеи

Скачать книгу единым файлом>>> 

Большевистская власть оказалась в двусмысленном положении. С одной стороны, она мыслила себя как вненациональную. Для политэкономической логики категория народа избыточна. Есть государство, в нём есть классы эксплуататоров и трудящихся, - этого вполне достаточно для программирования политического поведения. К тому же новая российская власть по своему составу была многонациональной, а русские, находящиеся в ней, не очень-то ценили свою русскость.  Но, с другой стороны, основным народом большевистского государства были русские, а национальное сознание за несколько лет вытравить невозможно. Следовательно, никуда не денешься, - именно управлением русским народом по преимуществу и пришлось заниматься большевикам. Это сказалось и на власти, и на народе. 

Власть унаследовала имперскую матрицу. Коммунизму как таковому чуждо имперское сознание. Его идеология строится на декларации самоорганизации трудящихся. Но русский человек привык, что есть центр и что этот центр персонализирован. И коммунистическая власть могла удержаться в России, только придя в соответствие с этим национальным запросом. Аналогичным образом она оказалась перед необходимостью проводить имперскую политику. 

Русский коммунизм был вынужден порвать с большевизмом. Исторически этот разрыв связан с фигурой Сталина, и мы называем возникший вариант коммунистической империи сталинизмом. Однако альтернативы подобному ходу событий не было. Вернее, то, что могло быть, не устраивало или русский народ (деградация государственности, утрата исторической субъектности), или устроителей революции (крах коммунизма, реставрация империи на монархическом основании). Получившийся результат нельзя назвать компромиссом, поскольку он стал следствием ожесточённой борьбы, но по своей сути это нечто среднее, образованное областью пересечения интересов как народа, так и новой власти. В этом отношении показателен выход на первый план концепта социализма, тогда как коммунизм практически перестаёт рассматриваться как реальная историческая перспектива. Теперь он полностью перемещается в область идеального (попытка Хрущёва достать его оттуда не вызвала ничего, кроме улыбок).

Вперед>>>

Назад>>> 


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение