ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Слово (язык и литература) >> Русское слово: века XX и XXI-й >> Концепт советского народа и его переработка национальной культурой

Концепт советского народа и его переработка национальной культурой

Печать
АвторАндрей Карпов  

Девятая глава книги "Русская стрела. Политкультурология ".

Вперед: Восстановление русского имперского проекта   
Назад:   Реставрация имперской матрицы - сталинизм

Скачать книгу единым файлом>>> 

Тамара Хитрова «Праздник урожая» 1960-е


Однако влияние было обоюдным: не только власть приняла логику русского народа, но и народ оказался переформатирован усилиями новой власти. Власть чувствовала свою зависимость от национального самосознания русских и пыталась от неё уйти. Но как нейтрализовать влияние базового народа страны? Физически это невозможно, поэтому был выбран семантический путь. Новая власть решила создать себе новый народ, который бы полностью укладывался в логику коммунистической идеологии. Так возник концепт советского народа. Самыми первыми официальными документами, где использовалось это понятие, стали резолюция XVIII-го съезда ВКП(б) по докладу Жданова об изменении  Устава партии и сам новый Устав. Это - 1939 год. Однако активное использование данного концепта пришлось уже на период позднего СССР. Первое развёрнутое определение советскому народу дал Хрущёв в 1961 году, выступая на XXII-м съезде КПСС с докладом о новой программе партии. Далее, уже при Брежневе, выражение "советский народ" стало расхожим идеологическим клише. 

Причину такого "запаздывания" уяснить несложно: для того, чтобы понятие наполнилось конкретикой, должно было смениться несколько поколений. Люди рождались и взрослели уже в новых условиях. Предполагалось, что, встав на крыло, эти птенцы СССР будут ощущать себя, прежде всего, советскими людьми, а не представителями той или иной национальности. В какой-то степени так и было. Однако,  как показала дальнейшая история, глубина преобразования национального сознания у разных народов оказалось различной.  Сильнее всего процесс затронул русский народ. 

Этого следовало ожидать, ведь именно русское самосознание было основной проблемой для новой власти. Воля русского народа к сохранению исторического суверенитета  отклоняла действия власти от следования чистой теории. У других народов СССР такого исторического потенциала не было. И концепт советского народа возник как инструмент купирования, прежде всего, русского самосознания. И он сработал: русские в своей массе стали осознавать себя советскими людьми. Но вот с другими национальностями всё оказалось не так однозначно. 

Государственным языком в СССР был русский. За языком всегда стоит культура, а за культурой - история. Советской власти пришлось стать распорядителем именно русского наследства. Делая из русских людей советских, она неизбежно делала из советского русское. Представители других народов в полной мере усваивали советское сознание тогда, когда, так или иначе, связывали свою судьбу с русскими: выходили замуж за русских мужчин, женились на русских женщинах, учились в центральных российских ВУЗах, входили в интернациональные команды, решающие государственные задачи (партийные и государственные органы, офицерский корпус и т.д.). Чем дальше человек был от магистральных каналов, по которым шла энергия государственного строительства (а она всегда шла из России в национальную периферию), тем больше национальное превалировало над советским. 

Таким образом, по факту советский народ стал расширенной реализацией русского народа, включив в себя не только русских, но и людей других национальностей, которые были готовы разделить с русскими их историческую судьбу. Структурно советский народ как превращённая форма русского народа соответствовал советскому государству как превращённой форме русской империи.

Вперед>>>

Назад>>> 


01.03.2018 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение