ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Теория культуры >> Современная культура >> Восстановление русского имперского проекта

Восстановление русского имперского проекта

Печать
АвторАндрей Карпов  

Деcятая глава книги "Русская стрела. Политкультурология ".

Вперед: Статус полюса глобального мира    
Назад:   Концепт советского народа и его переработка национальной культурой

Скачать книгу единым файлом>>> 

Переосмыслив коммунизм в традиционном для себя ключе и переформулировав свою миссию в духе этой новой идеологии, русские довольно быстро восстановили единое национальное государство, и именно в формате империи. СССР начал активно влиять на внешнюю политическую среду, причём не только у своих границ. Поддержка республиканцев в  Испании проистекала  исключительно из требований обновлённого имперского проекта (защищать тех, кто борется за социальную справедливость где бы то ни было). Это означало, что русские снова обрели историческую субъектность и включились в борьбу за формирование будущего. 

В первой половине XX-го века влиять на общее для всех людей будущее могло уже лишь незначительное число держав. Их проекты не могли не столкнуться. В силу того, что один из таких проектов был представлен германским фашизмом, который строился на концепции национальной исключительности немецкого народа, а прочие народы классифицировал в зависимости от назначенной им меры неполноценности, столкновение неизбежно принимало форму германской военной агрессии и сопротивления ей. СССР выдержал это испытание. Наш народ защищал нечто большее, чем свою власть, национальную государственность и территорию. Даже большее,  чем идею (коммунистические убеждения) и имперский проект (как тогда говорили, первое и единственное государство нового типа), - он защищал свой исторический суверенитет, который ощущался особенно ценным не только потому, что его удавалось сохранять так долго (а долгая история и вложенные силы закономерно увеличивают ценность), но и потому, что он мыслился как реализация всеобщей правды или безусловной истины, равно справедливой для всех, а не только русских. Русские же только присягнули этой правде на верность, стали её естественными носителями, но вовсе не узурпировали её. Русское имперское сознание не несло ничего "только для русских", оно было готово поделиться своим ценностным багажом с каждым, кто хотел разделить эти ценности с русским народом. Столкнувшись с нацизмом, русский человек в полной мере ощущал, что он защищает свет перед лицом тьмы. Это давало силу выстоять тогда, когда по обыденному человеческому рассуждению это казалось невозможным. 

Вторая мировая война воссоздала прежнюю глобальную структуру с разделением на блоки,  где СССР занял место Российской Империи в союзе с Англией и США (которые заступили на место оккупированной гитлеровцами Франции). США использовали войну, чтобы получить главенствующее положение сначала в своём блоке, а поскольку этот блок одержал победу, впоследствии им удалось распространить своё влияние максимально широко. 

Советский Союз никак не мог разделить судьбу других стран, превратившихся в сателлитов Америки. Невозможность подобного развития событий, как кажется, была обусловлена принципиальным различием идеологий. Также кто-то может сказать об амбициях Сталина. Однако мы видим, что Китай, который управляется коммунистами, в новейшее время не раз балансировал на грани союза с США. Современный Вьетнам, по-прежнему считающийся социалистическим, также поддерживает хорошие отношения с Соединёнными Штатами. Предельное заострение идеологического противостояния, переходящее в политический антагонизм, не вытекает автоматически из различия экономических укладов. Оно есть следствие более фундаментальной причины. СССР как наследник русской империи держался за право на собственную версию будущего, и это его принуждало вступить в глобальное противоборство с Америкой. Отсюда - накал и острота идеологической риторики. Отсюда - жёсткость политической позиции. Сталинский внешнеполитический курс был обусловлен не личными прихотями единовластного правителя, а внутренней логикой борьбы за исторический суверенитет.

Вперед>>>

Назад>>>  


01.03.2018 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение