Восковая пластика Фёдора Толстого |
04.03.2018 г. | |
До 5 июня 2018 г. в Государственной Третьяковской галерее (Москва) проходит камерная выставка "Восковая пластика Фёдора Толстого". На выставке можно увидеть пять лучших произведений из фондов музея. "Творческий путь графа Федора Петровича Толстого (1783-1873) охватывает семьдесят лет. Художественное наследие мастера ˗ выдающегося, неординарного человека эпохи романтизма ˗ разнообразно и богато: это рисунки, акварели, гравюры, медали, скульптура, картины, эскизы декораций. Но главным своим призванием Толстой считал медальерное и скульптурное художества. Особенно ярко Толстой проявил себя в восковой пластике, в совершенстве овладев тонким искусством и продемонстрировав в этой области большое мастерство. В обществе стали по-новому смотреть на восковые работы и оценивать их как самостоятельные произведения высокого художественного уровня, а не промежуточный материал, служащий для перевода в гипс или металл. Федор Толстой кропотливо и долго, порой несколько месяцев, работал над каждым сюжетом. Мастер наносил расплавленный слегка подкрашенный в розовый цвет воск на аспидную доску. Используя тончайшие градации в высоте рельефа, скульптор добивался сложного, многопланового решения композиции. Выбор аспидной грифельной доски для основы был неслучаен. Аспид – черный твердый сланец был особенно популярен в XIX веке и использовался как доска для письма. Скульптор увидел новые возможности, которые дает аспидная доска: живописный контраст черного и светлого цветов выявляет глубину пространства. В творчестве Толстого произведения, выполненные в столь сложной технике, являются безусловными шедеврами. В экспозиции представлены "Автопортрет" и рельефы на темы "Одиссеи". Они редко демонстрируются в залах музея, и, как правило, особенно бережно хранятся в фондах, так как скульптура из воска уникальна и подвержена риску утраты из-за хрупкости материала. Рельеф "Автопортрет с семьей" занимает центральное место в творчестве мастера. Будучи увлечен античностью и древним миром, Толстой запечатлел себя и свою жену в древнегреческих хитонах, а маленькую дочку Елизавету в прозрачной вуали, наброшенной на плечи. Скульптору удалось соединить идеализированные образы с подробными наблюдениями окружающего мира. С особой тщательностью мастер изобразил каменные плиты, ветки дерева, листья подорожника. Показал он и своего любимого пуделя Гектора, уткнувшегося носом в одежду хозяина. Выразительность линий и чистота формы являются неоспоримыми достоинствами произведения. Тончайшие градации воска передают иллюзорное расстояние между находящимися в одной плоскости предметами, фигурами и задним планом." Е. Никольская | |
Наверх |