"Новые взрослые": социальный портрет поколения |
Поколение миллениалов: результаты социологического исследования Выросло и вступило в жизнь (в
экономическую, гражданскую, а в какой-то
степени - уже и в политическую) новое
поколение. Это - люди, родившиеся в 1982-2000-е годы. Социологи называют их «поколением
миллениалов» (от слова «миллениум» - тысячелетие). Исследование, проведенное профессором ВШЭ
Вадимом Радаевым[1],
позволяет получить общий портрет этих «новых взрослых», которым - по мере ухода со сцены
прежних поколений - предстоит оказывать всё возрастающее воздействие на нашу
культурную и социальную среду. Основные существенные черты: 1. Задержка перехода к активным действиямМиллениалы в сравнении с предшествующими
поколениями выглядят более инфантильными.
Они позже устраиваются на работу, вступают в брак, заводят детей. Можно предположить, что они также дольше
живут вместе с родителями (однако данных, достоверно это подтверждающих, пока
нет). Возможно, это объясняется тем,
что стало принятым тратить больше времени на образование. На обучение теперь может уходить больше пяти
лет, поэтому на рынок труда «новые взрослые» выходят позже. 2. Люди цифрового мираМиллениалов можно считать
уроженцами цифрового мира (digital natives).
Их личностное формирование неотделимо от компьютерно-мобильной
среды. Это их отличает от
предшествующего поколения, которым
пришлось овладевать цифровыми навыками
как чем-то внешним. В западной традиции
последних называют «цифровыми мигрантами» (digital migrants). 3. Здоровый образ жизниМиллениалы употребляют меньше
алкоголя (это проявляется как в снижении доли тех, кто пьёт, так и сокращении
выпитого в пересчете на граммы спирта).
Тогда как раньше картина была
обратной: более молодое поколение всегда выпивало сильнее, чем те, кто постарше.
Что понятно: с возрастом здоровье утрачивается, алкоголь приходиться
ограничивать более жёстко. Но миллениалы
пьют на 25% меньше предшественников (это очень большой разрыв). Вероятно, сказалась антиалкогольная политика.
Следует ожидать, что культурные стереотипы винопития будут постепенно
утрачиваться. Также происходит сокращение числа
курильщиков. И снова резкое падение - на
20%. Однако меньше курить стали только мужчины, в то время как доля курящих
женщин даже несколько подросла. Растёт доля занимающихся
физкультурой и спортом, а вот приверженность диетам и употреблению различных
пищевых добавок остаётся без изменений. 4. Изменение досугаОжидаемым изменением стало
падение значимости телевидения. Вместо этого миллениалы предпочитают посещать
различные мероприятия. Сюрпризом стало возвращение интереса к чтению.
Миллениалы читают несколько больше, чем предшествующее поколение. Также важно,
что несмотря на активное присутствие в цифровом мире, молодежь продолжает
ценить оффлайновое общение с друзьями (на это они тратят больше времени, чем
те, кто постарше). Разновидностью досуга молодых стал
шоппинг. А вот традиционная русская дача
с огородом их уже не привлекает. 5. Снижение религиозностиДоля тех, кто считает себя
верующем в «новых взрослых» меньше, чем в предшествующем поколении. Снижение религиозности проявляется также и в
меньшем посещении религиозных служб. 6. Оценка собственной благополучностиМиллениалы оценивают своё
благополучие выше, чем люди предшествующего поколения. Однако для России
характерно снижение ощущения благополучия с возрастом. Поэтому данная
характеристика со временем должна измениться. Общая оценка: миллениалы весьма
благовоспитанное поколение, в котором достигнут
локальный исторический минимум вредных привычек. Однако есть определённое беспокойство по
поводу утраты классической «энергетики
молодости». При этом очевидно, что многие традиционные культурные стереотипы «новыми
взрослыми» не поддерживаются, а материальные ценности являются для них весьма
значимым фактором. [1] Презентация
исследования прошла 20 сентября 2017 г. в Европейском университете. В исследовании участвовало 15 тыс. респондентов в возрасте от 15 лет. | ||
11.03.2018 г. | ||
Наверх |