ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  

Магия

Печать

Магические заблуждения, шагнувшие из мира фэнтези в нашу реальность

Нельзя сказать, что жанр фэнтези появился на свет благодаря Дж. Р. Р. Толкину, но он, безусловно, обязан ему своей популярностью. Успех грандиозной и блестящей саги о маленьких хоббитах, посмевших противостать большому злу и сумевших его победить, вызвал целую волну последователей и подражателей. Мир Средиземья из "Властелина колец" положил начало бесконечной цепочке альтернативных вселенных. 

Удобное отличие фэнтези от фантастики состоит в том, что автор не обязан ничего объяснять: он может начать любую историю с любого места, разместив героев среди произвольно подобранных декораций. Старая сказка помещала невероятные события среди узнаваемых реалий привычного мира. Когда-то этого было достаточно. Более того, в форме сказки люди сохраняли важные принципы обработки реальности: "сказка - ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок". Современный человек считает, что уроков в его жизни и так хватает. Он хочет не учиться, а развлекаться. Миры фэнтези обещают ему практически чистое развлечение. Где-то там происходит что-то, не имеющее никаких последствий. Можно расслабиться и погрузиться в альтернативный мир. Тем более, что современные технологии способны избавить от необходимости перелистывать страницы и напрягать воображение. Читать больше необязательно, можно смотреть кино или играть в компьютерные игры, и погружение в иную вселенную будет гораздо полнее. 

Но что создаёт эффект инаковости?  Какая черта как никакая другая способна отделить придуманный мир от реального? Ключиком, отпирающим волшебную шкатулку, является само волшебство. Невозможное в обыденной жизни становится возможным, стоит только допустить, что есть особая сила, для этого предназначенная. И персонажи, владеющие этой силой, неизбежно оказываются в числе главных героев. 

В мире фэнтези мы обязательно встретимся с тем, кто оперирует волшебством, как бы он ни назывался - волшебником, чародеем, колдуном или магом, и его роль будет весьма значимой. Иначе и быть не может: если вокруг бурлит магия, то и действовать должен маг. Удар клинка отобьёт тот, кто владеет нужным оружием, но чтобы отбить магический удар, надо уметь управляться с магией. Центральный персонаж фэнтези часто обладает магическими способностями. Если же он их лишён, то маг обязательно будет где-то неподалеку, то и дело вторгаясь в события. Иначе к чему вести читателя (зрителя) в альтернативный мир? Без приключений с привкусом магии повествование окажется пресным. 

Популярность фэнтези привела к тому, что магия и маги стали ординарным элементом современной культуры. Пусть волшебники не встречаются нам на улице, но мы оперируем понятиями магического так, словно магия нам привычна. В каком-то смысле это так и есть, - насколько альтернативные миры составляют привычную нам область досуга. В результате стереотипы магического мышления выходят  за  пределы альтернативной реальности. Там ими руководствуются  маги, но мы перенимаем образ мышления и действий популярных героев и начинаем действовать в соответствии с правилами магов в обыденной жизни. 

Иллюстрация к книге Хоббит. Властелин колец

Джон Хоу (р. 1957) "Гэндальф"

Далее будут перечислены некоторые подобные "магические" заблуждения. Нет задачи составить их полный список, это просто конкретные примеры рассматриваемого явления. 

У современного человека размыты нравственные ориентиры. Поэтому он может брать себе за образец и отрицательных персонажей - тех, кто не чурается зла. Также в современных произведениях довольно часто добро и зло оказываются перепутаны, и то, что именуется добрым, по факту является злым. Но мы не будем рассматривать эти случаи. Пусть всё будет правильно. Наш образцовый маг - положительный герой, он служит добру и борется со злом. Собственно говоря, в борьбе со злом и состоит коллизия чуть ли не всякого произведения фэнтези. Тут и находится место типичным "магическим" заблуждениям. 

Заблуждение первое: меняться не обязательно. Если ты - несомненный маг, ты просто включаешься в борьбу со злом. Если ты - обыкновенный (на первый взгляд) хороший парень, которого или призвание,  или обстоятельства сделали центральным звеном неких событий, то магические способности приходится развивать. Пользоваться магическим артефактом надо уметь. Это справедливо и в отношении самой магии. Подобно тому, как школьник учится считать и писать, также и маг учится своей магии. Эти навыки - инструментарий, которым нужно владеть, но не часть личности. Как ножом можно нашинковать капусту или убить человека, так и с помощью магии можно сокрушить зло или утвердить его власть. Твои качества как человека - это отдельная категория. И в то же время: более сильный маг может нанести злу больший урон. Растить своё умение и силу необходимо, - иначе зло победить не удастся. Но при этом наш герой  остаётся самим собой, сохраняя узнаваемые черты характера, привычки и слабости. 

Заблуждение второе: борьба со злом локальна, она замкнута в конкретные обстоятельства места и времени. Сегодня маг гостит у друзей, слушает рассказы о былых подвигах, а завтра берёт свой магический посох и идёт навстречу очередному злодею, чтобы лишить его магической силы или пустить пылью по ветру. Или вот ты, например, занимаешься обыденным делом, чуть ли ни пашешь землю или плетёшь корзинки из ивняка, но приходит враг, и магия сама собой впрыгивает тебе в голову, в пальцы (или куда там ещё?), чтобы ты мог защитить тех, кто тебе дорог. Магия - словно волшебный артефакт, лежащий в кладовке: появилась нужда - взял, воспользовался, побыл героем, и снова можно чувствовать себя обычным человеком, ну или не совсем обычным, а, скажем так, волшебником на отдыхе. Пускай себе фейерверки детишкам на забаву. 

Заблуждение третье: зло можно распознать. Оно, конечно, любит маскироваться. Но опытного волшебника обмануть сложно. У него всегда есть в запасе специальное заклинание, выявляющее чужую зловредную магию. Есть особые волшебные предметы  - мечи, которые светятся при приближении врагов, амулеты, обжигающие холодом в преддверии опасности, и так далее... В конце концов, есть предсказания и советы мудрых людей, вовремя  попавшихся на пути. В общем, только наивный простак становится добычей зла; тот же, кто потрудился узнать, знает достаточно, чтобы вовремя среагировать. 

Заблуждение четвертое: зло присутствует в мире в особых носителях. В первую очередь, это люди, ставшие слугами зла. Особенно опасны чёрные маги (злые волшебники), использующие магию для истребления неугодных и порабощения мира. Иногда встречаются инфернальные персонажи - обитатели мира сугубого зла, вырвавшиеся на свободу или специально выпущенные туда, где обитают люди. Как сосредоточие зла могут быть представлены некоторые места. Например, точка выхода инфернальности, прорубленная злым чародеем или случайно возникшая. Или замок колдуна, уже погибшего; но наведённые им чары остались. Предметы, предназначенные для чёрного колдовства или созданные злым волшебником, также часто хранят в себе зло. 

Борьба со злом заключается в сокрушении носителей зла. Правильный маг лишает злых волшебников способности творить чары, убивает инфернальных существ, стирает в порошок опасные места или расколдовывает их, уничтожает зловредные артефакты. Сюжетная линия, охватывающая все эти события, уверенно подводит нас к пятому заблуждению: зло истребимо. Толковому магу всегда по силам победить зло. В прошлом (художественном, конечно) таких побед накоплено множество; и мы вправе ожидать, что и очередная встреча со злом завершится окончательной победой добра. Авторы хитрят; они оставляют злу различные лазейки: кто-нибудь из злых героев сбегает, или во время борьбы случайно активируются какие-то новые контуры опасности. Всё это делается для того, чтобы сохранить любимых героев, дав им материал для очередных приключений. Однако общего принципа это не нарушает: если мы берём ситуацию с чётко очерченными границами, то  замкнутая ими история обязательно должна закончиться поражением зла. 

Денис Гордеев Иллюстрация к Волшебнику Земноморья

Денис Гордеев Иллюстрация
к "Волшебнику Земноморья" У. Ле Гуин, 1990-е
 

Корень описанных заблуждений - общее представление о природе зла. В мире фэнтези зло имеет внешнее происхождение: оно всегда приходит извне. Зло может соблазнить человека, обмануть, сломать, подчинить себе силой, но любой источник агрессии в принципе можно блокировать. Зло бывает могущественным и порою кажется непреодолимым, но всякой силе можно противопоставить другую силу. Сила против силы  - вот физика происходящих событий. Причём секрет победы далеко не всегда сводится к умению владеть магическим даром; в качестве силы, преодолевающей злые чары, могут выступать такие  движения или свойства души, как верность, бескорыстие, самоотверженность, любовь. По закону жанра эти качества мыслятся как светлые энергии, чуть ли не разновидность магии. Их сила способна нарушить или подавить действие колдовства. Злая магия изгоняется в свой инфернальный мир, каналы, по которым она проникла, запечатываются,  служители злу, перевоспитание которых невозможно, уничтожаются. Наступает мир. 

Однако в действительности всё не так. Зло может приходить извне, но это вовсе не единственный и не главный канал. Подлинный источник зла - грех. Склонность к греху есть в душе каждого человека, и заблокировать её магическим (инструментальным) образом невозможно. Для этого не годятся ни заклинания, ни артефакты. Грех многогранен, и в любой момент он может увлечь любого, привив ему какую-то толику зла. Уничтожение зла снаружи не избавляет от зла внутри. Поэтому, какой бы яркой ни была видимая победа над злом, зло никуда не исчезнет. Оно по-прежнему здесь, и будет здесь до скончания мира. Борьба со злом - это перманентное состояние, которое не может окончиться. От этой борьбы нельзя уклониться, отойти на время, снять доспехи, вытянуть ноги к огню и насладиться покоем. Грех искушает ежеминутно. Какой бы опыт и какие бы знания ни были у тебя за плечами, это не делает тебя защищённей. Волшебный посох в углу не стоит. Запасти силу и могущество в том или ином виде не удастся. В каждый момент времени ты не имеешь больше, чем самого себя. Каков ты есть здесь и сейчас, таким ты и противостоишь греху, и прошлые заслуги не в счёт. Если ты не пытаешься измениться к лучшему именно сегодня, ты меняешься к худшему. 

Однако, будучи христианами и худо-бедно представляя себе механизм греха, мы, тем не менее, часто высказываемся и действуем так, словно находимся не в реальности, а в мире фэнтези, где магические заблуждения - не заблуждения, а правила жизни. Мы ожидаем, что со злом вот-вот будет покончено. Мы определили носителей зла: ими назначены конкретные персоналии, а также некоторые социальные институты или современные технологии. Мы ждём героя. Он должен волшебным образом получить свою силу, сокрушить носителей зла и установить торжество добра и справедливости, если и не в мировом, то хотя бы в локальном, национальном масштабе. Поле борьбы со злом размечено, и оно не проходит сквозь нас. Не чувствуя в себе магической силы, мы не считаем себя действующими лицами. Мы составляем публику, уже уставшую от ожидания, свистя и улюлюкая, требующую начала представления, предполагая, что оно обязательно окажется с хорошим концом. И мысль о том, что мы, так или иначе, потакаем греху, а значит, причастны злу, постоянно выпадает из нашего сознания. 

Из того, что у нас нет волшебного посоха, вовсе не следует, что мы - лишь зрители и никак не влияем на происходящее. Зло пропитывает социальную реальность, просачиваясь из наших душ. Видя, как оно концентрируется вне нас, мы позволяем себе думать, что не имеем к этому ни малейшего отношения, между тем, не будь мы к себе столь снисходительны, зло было бы гораздо слабее. Зримая, публичная его часть питается теми эманациями, которые исходят от всех, кто ещё не обнаружил источника зла в самом себе. Не перекрыв этот источник, не начав бесконечную борьбу со злом внутри себя, нельзя ничего изменить к лучшему и в окружающем тебя мире. Если мы хотим реальных побед, мы должны расстаться с магическими заблуждениями.


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение