Наталья Сюзева. Детство |
03.06.2018 г. | |
С 4 июня по 15 июля 2018 г. в Музее А.А. Пластова (Ульяновск) проходит выставка художницы из г. Пензы «Наталья Сюзева. Детство». Выставка члена ВТОО «Союз художников России» Натальи Сюзевой открывает особый мир детства со своими тайнами, загадками, мечтами и чудесами. Художница родилась в Пензе в 1965 году. Рисовать начала с девяти лет. В 1984 году окончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, отделение промграфики, а после училась на курсах графики при Латвийской Академии художеств в Риге. Ведет активную выставочную деятельность с 1988 года, сначала как художник-плакатист, а середины 90-х годов как живописец. Лауреат и дипломант многочисленных Всесоюзных и Международных конкурсов плаката. Живописные работы находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Сюзева работает в разных жанрах, однако теме детского портрета на протяжении всего своего творчества она посвятила лучшие минуты вдохновения. Работы выставки «Детство» делятся на портреты городских и деревенских детей. Близки образам детей А.А. Пластова тематически работы Сюзевой, связанные с деревней. Девочки в платочках и сарафанчиках, погруженные в христианский мир праздников: «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха». Однако как некое священнодейство представляются на картинах самые бытовые ситуации: «Птичье гнёздышко», «Дунькина радость», «Первый снег». К теме первого снега художники обращаются достаточно часто. Кто не помнит «Первый снег» А. Пластова? Однако Сюзевой удалось уловить какую-то свою, другую, отличную от восторга или делового разглядывания, которое присуще героям пластовского работы, тихую внутреннюю радость героини, погруженной в рассматривание падающих снежинок. В этом тематически близком к Пластову поле оказываются и так редкие в «девичьем» мире детских портретов Сюзевой герои-мальчики. Это «Козопас из деревни Посопная пелетьма» и спящий в «Ночном» — они напоминают подпасков и пастушат Пластова, но в них есть что-то свое: простодушное, доверчиво-умильное. Ребёнок становится частью природы, её эмоциональным выражением: «Девочка с вертушкой» «Мимикрия», «Земляника спеет». При этом в мире деревни ребенок не отчуждается от мира взрослого: он живет окруженный любовью («Бабушкины сказки»). В большинстве детских портретов, посвященных деревне, доминирует красный цвет. Он становится говорящим, в своей основе получая смысловую привязку к слову «народный», «обережный». Однако в целом, обращение к красному в галерее детских портретов Сюзевой очень осторожное – это красная нить с бантиком для игры с кошкой или алое сердце, зажатое в руках. Хотя в то же время красного цвета много в картинах Сюзевой, посвященных карнавалу. Мир деревенских детей — лишь островок в мире городского ребенка, которому у Сюзевой присуще европейское сознание, населённое рыцарями, пусть только вышитыми или скрытыми на страницах романов, единорогами и гобеленами. Здесь сила нежности и красоты вызывает поэзию и будит воображение. Однако перед глазами возникают не куртуазные дамы. Художник, к счастью, не оправдывает ожиданий зрителя, выдвигая в качестве героя девочку, которая вот-вот превратится в девушку. Однако её мир ещё полон загадок, тайн и секретиков. Даже замысловатый рисунок на стене в одну минуту превращается в причудливый сад, где можно укрыться во время игры в прятки. В момент игры сюзевские герои сохраняют свою серьёзность. Спокойные и задумчивые девочки встречают волшебного единорога, гуляют с ним и, закрывая дверь в детство, прощаются. Подобно тургеневским барышням, они читают письма и романы, сидят за вышиваньем или чашечкой кофе, наблюдают за щеглами и канарейками, ходят друг к другу в гости. Сочетание деревенской и городской темы в картинах Сюзевой не случайно. Детство художницы проходило зимой в городе, а летом в деревне. Вот почему ей близки эти два непересекающихся мира, и в каждом живет волшебство. Удивителен мир ребенка на картинах пензенской художницы: он невесом. Кофемолки, книжечки, снежки, салазки, чашечки кофе и чая, которые держат в руках девочки-героини, легче перышка. Мир творческой вселенной Сюзевой невероятно хрупок. Ведь на яву никому ещё не удавалось сплести венок из белых одуванчиков («Венок из одуванчиков»). Прикоснись к ним – и разлетятся по всему свету белые пушинки-парашютики. Детский мир работ Сюзевой – это мир особенный. У детей даже время имеет иную длительность. Кажется, наблюдать за заводной курочкой или изучать круглое зеркальце ребенок может вечно («Заводная курочка», «Маленькое зеркальце»). Умение передать течение времени в детском мире – это настоящее откровение от художницы, которым она делится со зрителем. Возникает ощущение не выхваченного из сегодняшнего дня сиюминутного сюжета, а припомненного бесконечно длящегося в сказочной реальности события. Созданию такого впечатления помогают прозрачные и воздушные краски, наложенные многочисленными слоями в технике лессировки. Дети в картинах Сюзевой живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. Это истинное знание о мире во взрослой жизни забывается. Однако внутренний монолог ребёнка в каждом из нас не прерывается. Главное – его услышать. Наталья Сюзева, творя быт своих героев, помогает нам вернуться в мир чуда и волшебства, стать хотя бы на мгновение снова ребенком и посмотреть на мир взрослых глазами детей. | |
Наверх |