Демографическая яма под высшим образованием |
04.06.2018 г. | |
Комментарий к Докладу Правительства о реализации гос.политики в сфере образования. Демографическая проблема повзрослела. В 1990-е годы ситуация описывалась формулой «рожают всё
меньше». Суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину в
фертильном возрасте) снизился с 1,892 в 1990-м до 1,157 в 1999-м. С 2000 года
коэффициент начал расти, правда, не слишком уверенно. Лучшее значение было в
2015 году (1,777), в 2017-м похуже - 1,621. Дно демографической ямы, таким
образом, пришлось на 1999 год. Тогда родилось всего 1214 тысяч детей (для
сравнения 2015-м году - 1944 тыс.). Но дети растут, и вот теперь то поколение
выросло. Процесс взросления прошёлся статистическим бульдозером через
школу и теперь дошёл до вузов. Правительство России опубликовало Доклад о реализации
государственной политики в сфере образования за 2017 год. В нём есть
показательные цифры. За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год)
численность школьников сократилась более чем на 21,7%. Меньше школьников -
меньше абитуриентов. Прогнозная численность студентов вузов в 2018/2019 учебном
году может составить около 4,3 млн. человек, снизившись более чем на 40% по
отношению к численности студентов вузов в 2009 году (тогда было 7,4 млн.
человек). Последние десять лет сокращающееся количество учеников было
вызовом для системы школьного образования, которой как-то приходилось к этому
адаптироваться. Теперь ту же проблему решают вузы. Государство поддерживает
доступность высшего образования приблизительно на одном и том же уровне (2014-2017
гг. - 57%), т.е. каждый второй выпускник может попасть на бюджетное обучение.
Но самих мест становится меньше. Вузы, находящиеся на подушевом финансировании,
должны каким-то образом реагировать на снижение доходной базы. Какие-то вузы
закрываются, какие-то сокращают преподавательский состав. За 2017 г. количество педагогических работников
в вузах сократилось с 261 тыс. до 245,1 тыс. человек. Вузам необходимо как-то менять свою политику, и они могут
сделать это с пользой. Например, избавиться от балласта, от всего отжившего,
сосредоточиться на том, что действительно важно. Среди задач, отмеченных в докладе
правительства - модернизация содержания педагогического образования и
подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Удалось ли школьному образованию обернуть для страны выгодой
сокращение количества учеников? Сложно сказать. С одной стороны, были
предприняты усилия по внедрению в школы компьютерных технологий (меньшее число
учащихся проще обеспечить компьютерами). Но пока они остаются, скорее, модной
забавой, нежели неотъемлемой частью учебного процесса. Обновился состав
учителей. Но утверждать, что в результате улучшилось качество обучения,
пожалуй, нельзя. С другой стороны, прошла кампания по оптимизации учебных
заведений и сокращению расходов. Выгоду на местах получили, однако теперь
приходится решать противоположную задачу. Ведь рожать стали снова больше,
количество детей прибавилось, и их надо где-то учить. У нас до сих пор есть
школы, в которых дети учатся в две смены (а то даже и в три). Чтобы всех перевести в одну смену к
2025 году необходимо 6,5 млн. новых учебных мест. Пока же темпы ввода новых
мест для школьников более чем скромные - в 2017 году добавилось всего около 57
тыс. мест. Открылось 83 школы, но что это в масштабах страны! Общее число
учеников в России за год увеличилось
почти на 525 тыс. человек. Прибавка идёт за счёт начальной школы. И если мест
для первоклассников не хватает, им приходится учиться во вторую смену. Общее
число учащихся во вторую смену, не смотря на всю борьбу с подобной практикой, в
2017 году даже выросло (на 40 тысяч). Так что можно констатировать, что к росту
рождаемости школа оказалась не готова. Будут ли учтены полученные уроки теперь, когда дело дошло до
высшего образования? | |
Наверх |