Почтовая карточка на службе военной пропаганды |
09.07.2018 г. | |
С 10 июля по 2 сентября 2018 г. в Музее петербургского авангарда пройдёт выставка"Почтовая карточка на службе военной пропаганды", объединившая около 200 открыток периода Первой мировой войны из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции демонстрируются открытки стран, сражавшихся по разные стороны фронтов мировой войны: России, Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии. Рядом с открытками на выставке можно увидеть документальные фотографии, плакаты и лубочные картинки этого же периода. В годы Первой мировой войны иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки был активно использован всеми участниками масштабного военного конфликта. Представленная на выставке богатейшая коллекция почтовых карточек того времени позволяет сравнить пропагандистское оружие противников. Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах в годы войны, во многом была схожа. Сюжеты определялись основными лозунгами военной пропаганды: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг — это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело — правое», «Наша миссия — святая», «Всё для войны!» и др. Активно использовались образы национальных героев, воинов-победителей, солдат-героев, союзников, врагов. На открытках можно увидеть женские и детские образы. Помимо изображения сестер милосердия, нередко на почтовых карточках встречается образ женщины-воина. Его появление в отечественной открыточной продукции было связано с организацией женских батальонов. А привычный трогательный образ ребенка, столь характерный для почтовых карточек мирного времени, в годы войны был вытеснен изображениями детей-героев, рядом со взрослыми сражавшихся с врагом. Художники-авторы изображений для открыток работали в разных стилях и прибегали к самым разнообразным средствам художественной выразительности. Но особой популярностью в годы Первой мировой войны пользовались почтовые карточки, стилизованные под лубочную картинку, а также карикатурные открытки, поставщиками которых стали сатирические журналы. Одним из самых «любимых» персонажей таких карикатур был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность. В документальной открытке часто изображались картины разрушений, уничтожения памятников архитектуры, поругания храмов, варварского отношения к мирным жителям и военнопленным. В контексте рассказа об ужасах войны на открытках широко представлена тема применения такого антигуманного оружия, как разрывные пули и газы. Кроме того, в годы Первой мировой войны почтовая карточка выступала в роли распространителя информации из других пропагандистских и агитационных материалов. На открытках воспроизводились публикации из газет и журналов, народные картинки, плакаты, фотографии, листовки и т. д.
| |
Наверх |