Марат Шанин. Живопись, графика. К 90-летию со дня рождения |
15.07.2018 г. | |
До 12 августа 2018 г. в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск) проходит выставка народного художника Мордовии Марата Шанина (1928–2012), посвященная 90-летию со дня рождения мастера. На выставке представлено более 60 произведений из фондов МРМИИ им. С. Д. Эрьзи и семейного собрания художника. М.С. Шанин учился в
Пензенском художественном училище (1943 – 1948), в Харьковском государственном
институте на графическом отделении (1948 – 1954). В 1949 – 1955 работал в
Харьковском, Ижевском, Пензенском книжных издательствах. С 1955 года жил в
Саранске. Член СХ СССР (1956). Директор Саранского художественного училища
(1970 – 1979), преподаватель в СХУ. Сотрудничал с Мордовским книжным
издательством (1955 – 1990). Председатель СХ МАССР (1964 – 1965; 1987 – 1988). С
1954 участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и
зарубежных выставок (Польша, Швеция). Искусство Марата Семеновича Шанина располагается в фундаментальных слоях истории мордовского изобразительного
искусства. Одаренный живописец, ученик И.С. Горюшкина-Сорокопудова, виртуозный
график, он воспевал мордовский край без патетики искусства соц. реализма, без
нарочитого смакования национальной темы, но с неоспоримо подлинными чувствами и
смыслами. Его художественная интонация скорее интимная,
экспрессивно-лирическая, романтичная. Творчество художника было сосредоточено на поиске гармоничных
основ бытия, в сокровенной связи сущего и вечного, национального и
всечеловеческого. Свидетельствуя об идеальном, художник обращался к земной, «почвенной» основе
человеческого существования, к теме земной укорененности человеческих судеб («Над рекой» из серии «Сельские красавицы»
(1957), «Мордовочка» из цикла «Женщины Мордовии» (1982), «Полдень» (1985),
Мордовка в тулупе (1986)). Духовные ракурсы вдумчивого, неторопливого
размышления, тонкая поэтика умолчания являют нам бережные, объятые любовью
художественные образы, несущие в себе утверждение реального и мечтаемого в
искомых идеалах философии жизни. Образный
мир М.С. Шанина характеризует присущая в целом русскому искусству погруженность в духовное бытие. Эмоциональное притяжение произведений мастера
обусловлено и такой важной категорией художественного образа как время. И
живописные и графические произведения хранят дух, атмосферу, осязаемую фактуру эпохи. В
гравюрах, картинах 1950-х – 1960-х годов, в застывших, словно в янтаре
времени, визуальных образах проступает и содержание художника как личности, а это
чрезвычайно ценно. Диалог художника с миром находил воплощение
как в тематически-емких сюжетных
композициях, так и в чудесных фрагментах мира –
в натюрмортах, в их чуткой сосредоточенности бытийного духа, глубоких
паузах бесконечного потока времени. Мощным средством осмысления эпохи является портрет, а пейзажи-настроения
выразительно интонируют
лирико-романтическое мирочувствие художника и зрителя. Произведения Марата Семеновича Шанина узнаваемы, они не затерялись в вихре новых
течений, вероятно потому, что он имел классический взгляд на искусство, на
призвание художника. Он видел в искусстве и способ постижения мира, и высокое
служение, и творческое счастье самовыражения. Все это вмещает всеобъемлющий
реалистический метод во всех его изводах, незыблимую верность которому мастер хранил на всех творческих вехах. | |
Наверх |