ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Илья Репин

Илья Репин

Печать
23.08.2018 г.

С 24 августа по 2 декабря 2018 г. в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств пройдет выставка "Илья Репин" из собрания Государственного Русского музея. 

Илья Репин. Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой. Холст, масло

Никто из русских художников XIX века не пользовался при жизни такой славой, как Илья Ефимович Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое тому, что в мире литературном – Лев Толстой. В течение, по меньшей мере, четверти века каждая его картина ожидалась с напряженным вниманием. Наделенный необычайно острым ощущением жизни, ее трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, Репин обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма второй половины XIX века, и много способствовал тому, чтобы изобразительное искусство России заняло важное место в общеевропейском культурном процессе.

Художественный мир Репина - явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности. Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины XIX века, с ее стремлением осознать свою социально-историческую миссию в постановке кардинальных проблем человеческого бытия. «Как в жизни» - такими словами современная мастеру пресса нередко формулировала  главное достоинство репинских произведений, основу их художественной убедительности.

Так же, как и большинство его коллег, представителей русской реалистической школы живописи второй половины XIX века, Репин чаще всего брал драматические конфликты своих произведений из самой действительности – современной или ставшей уже далекой историей. Гораздо реже, но не менее целенаправленно обращался он к мифологическим образам – несколько его картин на библейские сюжеты и мотивы христианских легенд справедливо числятся среди значительных работ художника. Творчество Репина – это сложная, многомерная структура, рожденная индивидуальностью художника, и всей многослойностью художественного сознания эпохи.

Для репинского искусства характерна, прежде всего, его тесная связь с жизнью вообще и с социальной злободневностью в частности. Все достижения Репина как в области сюжетной живописи, так и в области портрета были результатом его глубокого интереса к жизни, стремления ответить на ее запросы, понять и оценить жизнь в ее различных проявлениях. Поражает разносторонность репинского творчества. Замечательный жанрист, он был одновременно выдающимся историческим живописцем и единственным в своем роде отобразителем современного ему революционного движения. Мастер сюжетных композиций не менее, если не более велик как портретист. И в этой последней области он невероятно разнообразен и широк в своих интересах. Кого только не писал Репин: от забитого жизнью измученного и озлобленного крестьянина («Мужичок из робких») до изысканных надменных аристократов (баронесса Икскуль). Репин в своем творчестве как бы объединил все завоевания художников-передвижников, их охват разных сфер общественной жизни. В творчестве художника нашла свое художественное отражение русская жизнь за более чем полвека необычайно быстрого и бурного развития. И именно изображая, художественно раскрывая свою национальную действительность, Репин создал образы и художественные решения, которые обогатили мировую художественную культуру.Экспозиция представляет 32 произведения Репина, входящих в состав коллекции Государственного Русского музея, а также 2 работы из фондов Калужского музея изобразительных искусств. Среди них произведения портретного и исторического жанра, натюрморт, пейзаж, а также картины, посвященные религиозной тематике и подготовительные этюды к известным произведениям автора. 

 

Целью настоящей выставки является раскрытие поистине сложной работы великого мастера живописи, отражение жанрового и сюжетного многообразия его творческой биографии. 
Экспозиция дает обширное представление о живописных и графических портретах знаменитого художника: "Портрет Василия Ефимовича Репина" (конец 1860 - начало 1870-х, ГРМ), "Портрет Е.П.Антокольской" (1893, ГРМ), "Портрет П.И.Пирогова" (1881, ГРМ), "Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой" (1905, ГРМ), "Портрет Е.В.Павлова" (1892, ГРМ), "Портрет В.П.Щеголенкова" (1879, ГРМ), "Портрет жены трудовика" (1907, ГРМ), "Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева" (1913, ГРМ), "Портрет Максима Горького" (1899, ГРМ), "Портрет отставного военного" (1877, ГРМ), "Портрет художника Эрнеста Карловича Липгарта" (1907, ГРМ), "Автопортрет" (1878, ГРМ) и др. 

 

Важнейшая для творчества живописца историческая тематика нашла отражение в таких картинах, как "В осажденной Москве" (1912, ГРМ), "Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны" (1894, ГРМ), эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван" (1883-1913, ГРМ). 

Сложные философские воззрения и творческий поиск художника открываются зрителю в произведениях на религиозную тематику "Взятие Христа стражею" (1886, ГРМ) и "Иди за мною, Сатана" (1895, ГРМ). 

Глубокий интерес представляют этюды и эскизы к известным произведениям художника, в работе над которыми Репин проявил себя как выдающийся мастер композиции и цвета ("Портрет В.К. фон Плеве" (этюд для картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения") (1901-1903, ГРМ), "Дама, опирающаяся на стул" (этюд для картины "Парижское кафе" (1875, ГРМ), "Этюд женской головы (Н.Б.Нордман-Северовой)" (конец XIX - нач. XX в., КМИИ)). 

Отдельными произведениями представлены такие жанры как натюрморт и пейзаж ("Пейзаж с мостиком" (1881, ГРМ) и "Яблоки и листья" (1879, ГРМ).

Источник: 2

Илья Ефимович Репин – Взятие Христа стражею. 1886Илья Репин Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение