Илья Репин |
23.08.2018 г. | |
С 24 августа по 2 декабря 2018 г. в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств пройдет выставка "Илья Репин" из собрания Государственного Русского музея. Никто из русских художников XIX века не пользовался при жизни такой славой, как Илья Ефимович Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое тому, что в мире литературном – Лев Толстой. В течение, по меньшей мере, четверти века каждая его картина ожидалась с напряженным вниманием. Наделенный необычайно острым ощущением жизни, ее трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, Репин обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма второй половины XIX века, и много способствовал тому, чтобы изобразительное искусство России заняло важное место в общеевропейском культурном процессе. Художественный мир Репина - явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности. Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины XIX века, с ее стремлением осознать свою социально-историческую миссию в постановке кардинальных проблем человеческого бытия. «Как в жизни» - такими словами современная мастеру пресса нередко формулировала главное достоинство репинских произведений, основу их художественной убедительности. Так же, как и большинство его коллег, представителей русской реалистической школы живописи второй половины XIX века, Репин чаще всего брал драматические конфликты своих произведений из самой действительности – современной или ставшей уже далекой историей. Гораздо реже, но не менее целенаправленно обращался он к мифологическим образам – несколько его картин на библейские сюжеты и мотивы христианских легенд справедливо числятся среди значительных работ художника. Творчество Репина – это сложная, многомерная структура, рожденная индивидуальностью художника, и всей многослойностью художественного сознания эпохи. Для репинского искусства характерна, прежде всего, его тесная связь с жизнью вообще и с социальной злободневностью в частности. Все достижения Репина как в области сюжетной живописи, так и в области портрета были результатом его глубокого интереса к жизни, стремления ответить на ее запросы, понять и оценить жизнь в ее различных проявлениях. Поражает разносторонность репинского творчества. Замечательный жанрист, он был одновременно выдающимся историческим живописцем и единственным в своем роде отобразителем современного ему революционного движения. Мастер сюжетных композиций не менее, если не более велик как портретист. И в этой последней области он невероятно разнообразен и широк в своих интересах. Кого только не писал Репин: от забитого жизнью измученного и озлобленного крестьянина («Мужичок из робких») до изысканных надменных аристократов (баронесса Икскуль). Репин в своем творчестве как бы объединил все завоевания художников-передвижников, их охват разных сфер общественной жизни. В творчестве художника нашла свое художественное отражение русская жизнь за более чем полвека необычайно быстрого и бурного развития. И именно изображая, художественно раскрывая свою национальную действительность, Репин создал образы и художественные решения, которые обогатили мировую художественную культуру.Экспозиция представляет 32 произведения Репина, входящих в состав коллекции Государственного Русского музея, а также 2 работы из фондов Калужского музея изобразительных искусств. Среди них произведения портретного и исторического жанра, натюрморт, пейзаж, а также картины, посвященные религиозной тематике и подготовительные этюды к известным произведениям автора.
Целью настоящей выставки является раскрытие поистине сложной работы великого мастера живописи, отражение жанрового и сюжетного многообразия его творческой биографии. Экспозиция дает обширное представление о живописных и графических портретах знаменитого художника: "Портрет Василия Ефимовича Репина" (конец 1860 - начало 1870-х, ГРМ), "Портрет Е.П.Антокольской" (1893, ГРМ), "Портрет П.И.Пирогова" (1881, ГРМ), "Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой" (1905, ГРМ), "Портрет Е.В.Павлова" (1892, ГРМ), "Портрет В.П.Щеголенкова" (1879, ГРМ), "Портрет жены трудовика" (1907, ГРМ), "Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева" (1913, ГРМ), "Портрет Максима Горького" (1899, ГРМ), "Портрет отставного военного" (1877, ГРМ), "Портрет художника Эрнеста Карловича Липгарта" (1907, ГРМ), "Автопортрет" (1878, ГРМ) и др.
Важнейшая для творчества живописца историческая тематика нашла отражение в таких картинах, как "В осажденной Москве" (1912, ГРМ), "Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны" (1894, ГРМ), эскиз к картине "Иван Грозный и сын его Иван" (1883-1913, ГРМ). Сложные философские воззрения и творческий поиск художника открываются зрителю в произведениях на религиозную тематику "Взятие Христа стражею" (1886, ГРМ) и "Иди за мною, Сатана" (1895, ГРМ). Глубокий интерес представляют этюды и эскизы к известным произведениям художника, в работе над которыми Репин проявил себя как выдающийся мастер композиции и цвета ("Портрет В.К. фон Плеве" (этюд для картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения") (1901-1903, ГРМ), "Дама, опирающаяся на стул" (этюд для картины "Парижское кафе" (1875, ГРМ), "Этюд женской головы (Н.Б.Нордман-Северовой)" (конец XIX - нач. XX в., КМИИ)). Отдельными произведениями представлены такие жанры как натюрморт и пейзаж ("Пейзаж с мостиком" (1881, ГРМ) и "Яблоки и листья" (1879, ГРМ). Источник: 2 | |
Наверх |