ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Постсоветская живопись. Лучшее за 1990-2010-е гг.

Ощущение войны

Печать
АвторАндрей Карпов  

Однажды я поймал себя на том, что уже какое-то время воспринимаю текущую ситуацию как состояние войны.

картина художника Бориса Валентиновича Щербакова Зло мира. Век XX

Как только я осознал это, то задумался. Почему война? Кто воюет и с кем?

Как пел Владимир Семёнович Высоцкий:
Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

На бытовом плане, вроде бы, принципиально ничего не изменилось. Люди по-прежнему утром едут на работу, вечером возвращаются домой, толкутся в магазинах, отводят детишек в школы и детские сады, забирают их оттуда, ругают власть, смотрят телевизор... Случаются теракты, митинги, ЧП... Ну да как без этого. На то она и современная жизнь...

Видимой войны нет. Более того, нет и воюющих сторон. Если я чувствую угрозу, то от кого она исходит? От США, НАТО? Или, может быть, с другой стороны, с Востока? Например, мне(?) угрожает Китай... Да нет. Никто не бряцает оружием, даже вокруг Ирана ситуация далее не нагнетается. Впрочем, где - я, а где - Иран?

А может быть, стоит говорить о культурной или идеологической агрессии? Голливуд и ПАСЕ навязывают нам свои стандарты? Не слишком навязывают...

Россия достаточно суверенна, чтобы не очень-то реагировать на европейскую бюрократию, а Голливуд - не более, чем символ, и собственных средств принуждения не имеет.

Может быть, агрессор - российская власть? Завинчиваются гайки и прессуется население, пора уходить в подполье... И опять - нет.  Власть, конечно, постоянно перестраивается, сообразуясь с моментом. Она чего-то требует, чего-то добивается... Интересы граждан от неё далеки... Но в целом, опять-таки, всё - как всегда. Никакого резкого обострения не происходит даже в преддверии грядущих выборов.

Такие же проблемы возникают, если мы попробуем определить и вторую сторону: против кого предпринимаются враждебные действия? Против России?  Нет, Россия - полноценный член геополитических игр. Против народа? Народ довольно мирно пережил острую фазу кризиса, не так уж ему плохо... Против русских? А что такого случилось с русским народом за последнее время? Наоборот, мы видим, что самосознание русской нации  просыпается. По крайней мере, есть признаки этого, а ещё не так давно не наблюдалось ничего подобного...

Так, может быть, война мне только почудилась? Почему же я каждый день чувствую, что стою на краю бездонной ямы, и смотрю новости с единственной мыслью: не слишком ли глубоко мы в неё сползли, и хватит ли сил выбраться обратно? Выбраться откуда?

Я начал собирать то, что меня напрягает. Вернее те позиции, по которым я чувствую нарастание напряжения. Вот этот список:

1. Новшества в образовании. Бакалавры-магистры. Зачем это понадобилось? Допустим, единение с Европой. Хотя, кто такой бакалавр на рынке труда? Нет ответа. ЕГЭ. Объявленная задача - упрощение перехода от среднего образования к высшему, искоренение коррупции. В общем, понятно и приемлемо. Но в результате принимают в ВУЗ не человека, а данные... Что-то внутри меня с этим не спешит соглашаться. Вроде как чувствуется в этом какой-то душок... Нечеловеческий... Деньги, двигающиеся за школьником... Опять-таки, понятно: больше детей, больше средств. Логично. Ну а оборотная сторона: меньше детей, меньше средств? Что делать со школами, где мало учащихся? Та же логика велит их закрывать, а школьников переводить, скажем, на дистанционное обучение... Устранение учителя... Устранение человека... Опять человека теряем... Далее, новый стандарт, в соответствии с которым надо не знания давать детям, а компетенции. Надо учить детей учиться... Сильно сказано. Те, кто могут учиться сами, научатся... А те, кто нет? Оборотная сторона опять оказывается бесчеловечной... А распределение курсов по новому стандарту? Ученик может сам выбирать, чему учиться... Хорошо? Свобода! А если выберет неправильно - его проблема. Человек остаётся один, причём, ещё не покинув школы; ему никто не подсказывает, его никто не ведёт. Педагогика отмирает... Ведь педагог - это то, кто водит. Поневоле спрашиваешь себя, а что дальше? Есть и дальше: вводятся экспериментальные курсы, читая материалы которых чувствуешь, как волосы встают дыбом... Например, английский язык, иллюстрированный с помощью комиксов... Соответствующие рисунки, сленг...Классической английской культурой и не пахнет... Зачем учить подзаборный английский? Не потому ли, что места в элите все заняты?

2. Забота о детях. Почему-то все начали активно заботиться о детях... Бдит ювенальная юстиция. Пишутся форсайт-проекты, допускающие изъятие детей из семьи.  На горизонте маячит принудительная вакцинация. И всё для блага детей... Такое ощущение, что скоро шагу ступить будет нельзя без того, чтобы не возник некто из органов или общественных организаций, проверяющий качество родительского сервиса в отношении детей. Родитель перестаёт быть собственно родителем, а становится подрядчиком, выполняющим для общества работу по взращиванию детишек. Иногда - за вознаграждение, а чаще бесплатно... И хорошо, что бесплатно, потому как если в твоих детей кто-то вложился, то ты уже просто обязан давать отчет в управлении инвестициями, никуда не денешься...В результате отношения родители-дети формализируются. Детей призывают с малолетства чувствовать себя отдельными личностями, независимыми от родителей.  Взаимная любовь поколений ставится под сомнение. Человеческое опять-таки уходит...

3. Гендерные вопросы. Пол и форма семьи всё больше попадают в зону свободного выбора. Кем ты хочешь быть? Мальчиком, девочкой? Жить мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, мальчик с девочкой? Всё - равноправно. Мужчина и женщина больше не познают друг друга, не сливаются в единое мистическое тело (как сказано в Библии - «и будут двое одна плоть»). Понятие семьи теряет под собою традиционную почву. Супруги ныне - партнёры по браку, а семья - совместная предприятие, в котором в качестве устава используется брачный контракт.  А поскольку ныне и имущество супругов часто раздельно, то предмет взаимоотношений остаётся один - секс. Для того, чтобы заниматься сексом, в общем-то, и семья не нужна... Нет семьи, нет любви (любовь, как бы ни принижали это слово, в первую очередь - готовность нести страдания за другого), одна физиологическая прагматика. Мужчина и женщина отдаляются друг от друга, каждый сам по себе... С каждым днём приходят новые новости на эту тему. То гомосексуалисты получают очередной бонус от социума, то наблюдается новый виток борьбы с сексизмом, то предпринимается очередная попытка изменить понятие нормальной семьи (семья с одним родителем - грядущая норма). Нормы человеческого пересматриваются. То, что называется человеком, меняет свои основания...

4. Деньги. Деньгами сегодня структурируется мир. Они делят нашу жизнь на две части. В одной мы зарабатываем деньги, в другой мы их тратим. Соответственно, то, где деньги никак не присутствуют, из жизни вытесняется. Или ты нечто приобретаешь, получаешь - за деньги, разумеется. Или ты получаешь (зарабатываешь) сами деньги. Делать что-либо, не получая ничего, - моветон, нонсенс. Никакая деятельность не будет признана серьёзной, если она не способна обеспечить возврат инвестиций и прибыль на них. Эта психология въедается всё глубже. В результате, пытаются зарабатывать на всём - на всех человеческих чувствах и действиях. Это санкционируется государством, и уже практически принято обществом... Благотворительность осталась уделом нищих, богатые предпочитают спонсорство - т.е. такую форму поддержки ближнего, которую можно использовать для дела, например для создания нужного имиджа и т.д. Рынок поглотил все проявления нашей души...

5. Рекреационный императив. Если мы не зарабатываем деньги, мы должны восстанавливать свои силы, т.е. расслабляться. Ничего серьёзного. Только удовольствия. Игра. Забавы. Шутки. Развлечения. Всё может быть подано как развлечение - ужас, трагедия, скандал. Всё это лишь иллюстрации на полях жизни, ничто не должно задевать за живое, заставлять реально переживать и, главное, действовать. Общество всё больше превращается коллективного импотента. Естественно, что реальный социальный протест становится невозможен. Политические партии превращаются в балаганчики проезжих актёров. До того, что происходит в обществе и в государстве, никому нет дела.

Вот это самое опасное, потому как всё о чём говорилось выше, требует немедленной и жёсткой реакции, мобилизации сил. А может быть,  она уже невозможна, и мы прошли точку невозврата? Тогда война проиграна.

Кем? Разве нам не хорошо в новом состоянии? Разве мы жалуемся? Думается, что всё-таки не хорошо. Что-то внутри возится, такое угластое, колет душу и мешает наслаждаться текущим моментом. По репликам окружающих можно понять, что нечто подобное чувствуют многие. Война проигрывается человечеством. Человеческим в нас. Мы перестаём быть людьми. Не теряя при этом самосознания. Не означает ли это, что мы просто теряем душу?

А кто враг? Если подумать, кому может быть нужна наша душа, то всё становится понятным... Но это такой враг, на которого нельзя указать пальцем. А ближе? Есть и ближе. Это - те же самые мы.

Мы принимаем все эти культурные новшества. Более того, именно мы (люди, граждане России, русские - гражданство и национальность можно подставить по выбору) их разрабатываем. Мы встроены в контекст изменений, попали в мейнстрим, и нас несёт к нечеловеческому будущему.

Поскольку в этом русле движутся все социальные процессы, перемещается капитал, развивается общественное сознание,  то наше участие в общем деле отката от человеческого поощряется и морально и денежно. Если же мы пытаемся ему как-то противостоять, то на нас оказывается давление, а возможность финансово обеспечить достойную жизнь стремится к нулю.

Если мы живём в мире, где нет войны, то желание быть материально обеспеченным и не испытывать социального дискомфорта, вполне естественно. Однако легко понять, что в мире, где идёт война, естественны как раз дискомфорт и материальные трудности, а благополучно выглядят победители и те, кто их обслуживает.

Вывод может быть только один. Нам нужно сменить концепцию мира на концепцию войны. Нам нужно принять, что будет трудно. И тогда появляется шанс собраться всем вместе и отстоять в каждом из нас человека.

Каждый должен призвать себя на войну. Мобилизационные пункты должны быть открыты в каждой душе, пока мы ещё в состоянии её у себя обнаружить.

А что делать? Организовываться, протестовать. Вводить тотальную экспертизу нововведений на предмет выявления античеловеческих элементов, и добиваться их непринятия или отмены. Не так уж это много и не так невозможно, как может показаться на первый взгляд. Главное - не спать, быть бдительными.

 PS Желающим разобраться, как эта война началась, предлагаю прочитать Прометеевский ПРОЕКТ .

 

 

 

 

 


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение