Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо |
24.08.2018 г. | |
С 4 сентября по 28 октября 2018 г. в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка , которая представит 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Мероприятие станет одним из центральных событий «перекрестного» года России и Японии.
Выставка будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую — с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке — деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Большая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», десять — имеют статус «Особо ценный объект культуры» и пять — статус «Особо ценный предмет искусства». Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. По словам директора музейной институции Марины Лошак, ГМИИ имени Пушкина обладает одной из лучших в стране коллекций японской гравюры, неоднократно выставлявшейся в разных городах России и Японии: «Наш музей на протяжении более 100 лет своего существования знакомил публику с произведениями японской художественной культуры из своих фондов и из японских собраний. Я надеюсь, что для российской публики встреча с шедеврами живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее станет подлинным открытием и сохранится в памяти как самое яркое событие Года Японии в России». Экспозиция представит все многообразие жанров японской живописи и гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Посетители выставки увидят свиток с портретом поэта Ли Бо кисти Икэно Тайга, свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI века), автором которых считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсида Кэнко «Записки от скуки» (XIV век). На выставке будут представлены произведения художников школы Кано — самой влиятельной в эпоху Эдо, распространившей свое влияние на все регионы страны, а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам, расцвет творчества которых пришелся на середину эпохи Эдо, таких как Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку. Произведения школы укиё-э будут представлены от ранних гравюр XVIII века до гравюр конца эпохи Эдо. Именно гравюры укиё-э во второй половине XIX века оказали значительное влияние на западных художников, и благодаря этому повальному увлечению возникло направление в искусстве, которое получило название «японизм». Особое внимание будет уделено жанру пейзажа, представленному в двух тематических направлениях: «воды и горы» — образы, символизирующие полярные позиции восточной философии (инь и ян, темное и светлое, женское и мужское начало), — и «цветы и птицы», которое нашло отражение в пейзаже малых форм. Техника исполнения большинства живописных работ — письмо кистью на шелке или бумаге минеральными или растительными водорастворимыми красками, а в печатной графике — гравюра на дереве. Интересны и формы живописных произведений: на выставке будет представлена живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которыми разделялись жилые пространства (в Японии для ее обозначения существует специальный термин — сёхэйга). Также будут представлены вертикальные свитки какэмоно, или какэдзику, для которых отводилась специальная ниша токонома в стене, становившаяся эстетическим центром помещения. Горизонтальные свитки эмакимоно чаще всего содержали повествовательный рассказ, их нужно было рассматривать, постепенно раскручивая перед собой. Для справки:
Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве — того, что называют искусством укиё-э. | |
Наверх |