Отцы и дети, пенсионный возраст и моральный износ |
29.08.2018 г. | |
Проблема повышения пенсионного возраста - это моральная проблема. Изменение пенсионного возраста означает коррекцию моральных оснований. Каково (в самом общем плане) обоснование пенсии? Сын, вошедший в силу, говорит престарелому отцу: тятя, ты уже достаточно потрудился, теперь отдыхай, а я буду работать и тебя содержать. Это отношение проецируется и на общество. Молодое поколение говорит поколению отцов и матерей: вы потрудились уже достаточно, отдыхайте, теперь дело за нами. На уровне социального устройства этот посыл преобразуется в институт пенсии. Если смотреть с данного ракурса, повышение пенсионного возраста читается так: вы, отцы-матери, поработали недостаточно; придётся вам ещё потрудиться, - мы, ваши дети, не готовы брать вас на содержание. Конечно, это следует интерпретировать как результат определённой моральной деградации. Нынешнее ведущее поколение, к которому относятся и инициаторы повышения пенсионного возраста, несомненно, не чувствует себя нравственно обязанным обеспечить достойный отдых тем, кто уже не может интенсивно трудиться. Почтения к поколению отцов нет. Да, можно принять в расчёт то, что детей теперь меньше, чем родителей. Родителей двое, а если в семье только один ребёнок, то, получается, одному надо содержать двоих. Это тяжело, но родители от этого не перестают быть родителями. Отказ от заботы о старших всё равно говорит об охлаждении любви. Однако надо признать, что моральный кризис имеет две стороны. Дело не только в детях, но и в родителях. Почему число пенсионеров на одного работающего растёт? Потому что те, кто собирается сегодня на пенсию, рожали меньше детей, чем предшествующие поколения. Но это - только надводная часть айсберга. На машинах к девятому мая часто появляются надписи: "Спасибо прадеду и деду за их великую победу". Раньше обходились без прадеда. Писали проще: "Спасибо деду за победу". Но время идёт, и уже не у всякого деда годы жизни пришлись на войну. Однако и сегодня общество помнит тот подвиг и благодарно поколению победителей. На долю следующего поколения пришлось послевоенное восстановление, создание военной и экономической мощи СССР, ставшего второй мировой державой. Этот труд также невозможно не уважать. Смена господствующего поколения (ведущего в экономическом и культурном планах) происходит приблизительно каждые 15 лет. И когда ведущим стало очередное поколение, оно решало уже совсем другие задачи. Основной смысловой центр теперь лежал в личной, а вернее, в семейной плоскости. Родителям хотелось вывести своих детей "в люди", дать им образование. Родители копили деньги и снаряжали своих деток из села в город, из провинциальных городов - в столицы. Эта камерная, семейная любовь, конечно же, находила отклик в сердцах детей. Естественное уважение к старшему поколению не было пропитано социальным пафосом, но, несомненно, существовало. А следующим идёт как раз то поколение, над которым нависло повышение пенсионного возраста. Какую жизненную задачу решало оно? Какие цели перед собой ставило? Первое место занимала забота о личном комфорте и достатке. Именно поэтому рожали так мало: дети плохо совмещаются с комфортом. В своё время довольно популярна была песня дуэта "Иваси", состоящего из Алексея Иващенко и Георгия Васильева, "Глафира". Стоит вспомнить слова: Приходи ко мне Глафира, ненароком,
невзначай. Приноси кусочек сыра, ведь без сыра, что
за чай. Ты колбаски два кусочка, а я маслица
найду, В наше время в одиночку не прожить, имей
в виду.
Лучше быть сытым, чем голодным. Лучше жить в мире, чем в злобе. Лучше быть нужным, чем свободным. Это я знаю по себе. Иващенко и Васильев были изводом культуры КСП (Клуба самодеятельной песни). КСП отличала романтика, некоторая возвышенность над бытом, социальная ирония. "Приходи ко мне, Глафира" тоже насыщена иронией, но - уютной, домашней, высмеивающей быт и одновременно принимающей, соглашающейся с ним. В песне звучит торжество повседневности и даже больше - оправдание обывательства. Таков был дух времени. Но у рассматриваемого поколения была и другая тема. Даже те же "Иваси", в своём домашнем и конформистском ключе, играя словами, пели песню "Про тесто" (первое исполнение - 1987 год).
Ни запретом, ни арестом, Ни паденьем с Эвереста, Ни другим подобным средством Нас уже не запугать. Будем петь мы повсеместно Песни гордые про тесто: Остальное все нечестно, Не желаем больше лгать! Такая вот лёгкая ироническая провокация. В то же время у других авторов интонация была более жёсткой. Виктор Цой был чуть помоложе "Ивасей". Хотел ли он того, или не хотел, но его песня "Перемен!" стала гимном тех, кто призывал к переформатированию страны.
Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза, В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен Перемен! Мы ждем перемен. Перемены последовали, и люди интересующего нас возраста в них активно участвовали. В 1991 году им было около 30-ти лет – это годы наибольшей активности. Плодом этой активности стало разрушение страны: на фоне стремления к личному благополучию страна неизбежно превращалась в расходный материал. Получается, что поколение, которому первому придётся идти на пенсию позже, можно охарактеризовать как тех, кто выбрал жизнь для себя (а не для других) и порушил страну. Впрочем, пренебрежение ценностью государства является закономерным следствием личного эгоизма. Совокупные результаты деятельности представителей этого поколения если и можно назвать впечатляющими, то только со знаком минус. Сказать "вы хорошо потрудились, а теперь мы продолжим ваше дело" в их адрес довольно сложно. Основание, на котором зиждется уважение к старшим, оказалось подорвано. Таким образом, то, что именно на данном
поколении реализовалась угроза повышения пенсионного возраста, закономерно и
по-своему справедливо. Это не
оправдывает охлаждения любви, лежащего в основе этой сомнительной оптимизации,
но объясняет его. Если каждый настроен только брать от общества, то у общества
просто не останется фондов, из которых оно сможет что-нибудь дать - как в
финансовом отношении, так и в моральном. Моральному износу на уровне общества
предшествует моральный износ на личностном, индивидуальном уровне.
| |
Наверх |