ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Человек >> Люди: мысли и биографии >> «…Человек хрустальной чистоты и прозрачности…» (памяти П.В. Киреевского)

«…Человек хрустальной чистоты и прозрачности…» (памяти П.В. Киреевского)

Печать
АвторЗ. И. Кузина  

Среди замечательных памятников народной поэзии, вошедших в золотой фонд мировой культуры, видное место занимает «Собрание народных песен» Петра Васильевича Киреевского. По количеству и разнообразию материала, охватившего все жанры русской песенной поэзии, песни украинские и белорусские, оно является крупнейшим в мировой науке.

Эммануил Дмитриев-Мамонов Портрет П.В, Киревского, 1840-е гг

Петр Васильевич Киреевский (фольклорист, археолог, литератор, создатель первого национального фольклорного свода)  родился 11 (23) февраля 1808 года в селе Долбино, невдалеке от Белева. Он был вторым ребенком в семье, на два года моложе своего брата Ивана, основателя философской доктрины славянофильства. Отец, Василий Иванович, в молодости служил, при Павле I вышел в отставку с чином секунд – майора и поселился в родовом Долбине, где выстроил огромный дом на высоком фундаменте с мраморной облицовкой стен внутри, со множеством надворных построек и великолепным садом. Авдотья Петровна Юшкова, матушка П.В. Киреевского, принадлежала к старинному дворянскому роду того же Белевского уезда. Ее дед по матери Бунин Афанасий Иванович, приятель екатерининских Орловых, был белевским воеводой. Рано осиротев, она жила в Мишенском, в семье бабушки.   Вместе с ней рос и побочный сын ее деда – Василий Жуковский, который стал ее другом с раннего детства, руководителем в занятиях. Едва Дуняше исполнилось шестнадцать, к ней посватался Василий Киреевский, которому было уже далеко за тридцать. Конечно, это была блестящая партия для Дуняши, и   Мария Григорьевна благословила внучку на замужество.  И уезжая навсегда из Мишенского, Дуняша Юшкова увозила всех своих кукол. Брак Василия Ивановича и Авдотьи Петровны был на редкость счастливым. Киреевский боготворил свою юною супругу.

В 1812 году, в период отражения наполеоновской агрессии, Василий Иванович в Орле открыл госпиталь, сам ухаживал за ранеными, заразился тифом и скончался 1 ноября 1812 года.  Авдотья Петровна в 22 года осталась вдовой с тремя детьми на руках: Ивану было шесть лет, Петру – четыре, Марии – один год.

Братья Киреевские получили чрезвычайно тщательное домашнее образование, программу которого составил для детей «милой Дуняши» В.А. Жуковский.  В 1821 году семья переехала в Москву, здесь юноши брали уроки у лучших профессоров университета, учились английскому, латинскому и греческому языкам. А завершили свое образования братья в Германии, так же по совету Жуковского. Он писал Авдотье Петровне: «Они непременно должны быть отданы в университет и, если можно, немецкий».

Призывы к собиранию памятников народной поэзии звучали в журналах, в речах передовых людей, поэтов и писателей 20-30 годов ХIХ века. Самое большое влияние на развитие научной фольклористической мысли П.В. Киреевского оказали Жуковский и Пушкин. Они вдохновили его и указали путь будущей деятельности.

В 1831 – 1835 годах Петр Васильевич служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. В это время он занимался записями народных песен, чем заинтересовал и многих деятелей культуры, в том числе Гоголя, Кольцова, Даля и др.

В 1837 году производился раздел имущества Киреевских. По Указу Его Императорского Величества Орловский земский суд от 1 февраля присудил деревню Киреевскую Слободку, которая находилась недалеко от Орла, Петру Васильевичу Киреевскому. Он построил дом на левом берегу Сухой Орлицы и прожил в нем свой недолгий век, часто навещая свою малую Родину: Петрищево, Уткино, Долбино.

Собирание народных песен становится для Киреевского делом всей его жизни. В этом он видел свое предназначение. Поток присылаемых ему в Киреевскую Слободку песенных коллекций из самых различных уголков России был огромный. Отбор, классификация, сохранение их требовали больших усилий и знаний. Публикации многих подготовленных сборников нередко срывались, но глубокая вера в необходимость задуманного им дела преодолевала все препятствия на избранном пути.

Страсть к собиранию русского фольклора звала Киреевского в дорогу. Немало поколесил он по России, но самый обширный материал дала собирателю его малая Родина. В 30 - 40 гг. ХIХ века Киреевский записывал произведения устного народного творчества в Алексинском, Ефремовском, Чернском, Белёвском уездах. На организацию фольклорных экспедиций им тратились большие средства. Труд по сбору песен был очень нелёгок.

В одном из писем Ивана Сергеевича Тургенева от 6 марта 1853 года есть такие строки: «На днях я был в Орле и оттуда ездил к П.В. Киреевскому – провел у него часа три. Это человек хрустальной чистоты и прозрачности – его нельзя не полюбить.» Однажды заглянул на спасский огонёк Киреевский и доставил Тургеневу настоящий праздник. Единственный в своём роде самоотверженный собиратель великорусской народной песни, посвятивший этому делу всю свою жизнь, Петр Васильевич буквально заворожил Тургенева тончайшим пониманием поэтических сторон народного характера. Пусть многое в его воззрениях Тургенев не разделял, но личность этого энтузиаста подействовала на него освежающе и ободряюще.

Киреевский прожил недолгую, но яркую жизнь. Он оставил замечательное наследие – около двадцати тысяч народных песен. Некоторым из них – 700 – 800 лет!  Благодаря трудам Петра Васильевича они дошли до нас. Например, «Утушка луговая», «Роза белорозовая», «Не одна во поле дороженька» и др. И по сей день они трогают и согревают сердца слушателей.  

Главная заслуга П. В.  Киреевского перед потомками состоит в том, что он собирал и готовил к изданию произведения устного народного творчества в таком объёме и с таким вниманием, как никто до него. Все собиравшие после него – шли по его следам. Он останется для многих поколений людей добрым учителем, и сама жизнь его – поучительный урок.

Умер П. В. Киреевский 25 октября 1856 года. По завещанию похоронен в Оптиной пустыни в некрополе монастыря в одной ограде со своим братом Иваном Васильевичем и его женой Натальей Петровной.

Автор:  Зинаида Ивановна Кузина,
заведующая сектором краеведения Белёвской центральной библиотеки


11.09.2018 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение