«…Человек хрустальной чистоты и прозрачности…» (памяти П.В. Киреевского) |
Среди
замечательных памятников народной поэзии, вошедших в золотой фонд мировой
культуры, видное место занимает «Собрание народных песен» Петра Васильевича
Киреевского. По количеству и разнообразию материала, охватившего все жанры
русской песенной поэзии, песни украинские и белорусские, оно является
крупнейшим в мировой науке. Петр
Васильевич Киреевский (фольклорист, археолог, литератор, создатель первого
национального фольклорного свода) родился 11 (23) февраля 1808 года в селе
Долбино, невдалеке от Белева. Он был вторым ребенком в семье, на два года
моложе своего брата Ивана, основателя философской доктрины славянофильства.
Отец, Василий Иванович, в молодости служил, при Павле I вышел в отставку с чином секунд –
майора и поселился в родовом Долбине, где выстроил огромный дом на высоком
фундаменте с мраморной облицовкой стен внутри, со множеством надворных построек
и великолепным садом. Авдотья Петровна Юшкова, матушка П.В. Киреевского, принадлежала
к старинному дворянскому роду того же Белевского уезда. Ее дед по матери Бунин
Афанасий Иванович, приятель екатерининских Орловых, был белевским воеводой.
Рано осиротев, она жила в Мишенском, в семье бабушки. Вместе
с ней рос и побочный сын ее деда – Василий Жуковский, который стал ее другом с
раннего детства, руководителем в занятиях. Едва Дуняше исполнилось шестнадцать,
к ней посватался Василий Киреевский, которому было уже далеко за тридцать.
Конечно, это была блестящая партия для Дуняши, и Мария Григорьевна благословила внучку на
замужество. И уезжая навсегда из
Мишенского, Дуняша Юшкова увозила всех своих кукол. Брак Василия Ивановича и
Авдотьи Петровны был на редкость счастливым. Киреевский боготворил свою юною
супругу. В
1812 году, в период отражения наполеоновской агрессии, Василий Иванович в Орле
открыл госпиталь, сам ухаживал за ранеными, заразился тифом и скончался 1 ноября
1812 года. Авдотья Петровна в 22 года
осталась вдовой с тремя детьми на руках: Ивану было шесть лет, Петру – четыре,
Марии – один год. Братья
Киреевские получили чрезвычайно тщательное домашнее образование, программу
которого составил для детей «милой Дуняши» В.А. Жуковский. В 1821 году семья переехала в Москву, здесь
юноши брали уроки у лучших профессоров университета, учились английскому,
латинскому и греческому языкам. А завершили свое образования братья в Германии,
так же по совету Жуковского. Он писал Авдотье Петровне: «Они непременно должны
быть отданы в университет и, если можно, немецкий». Призывы
к собиранию памятников народной поэзии звучали в журналах, в речах передовых
людей, поэтов и писателей 20-30 годов ХIХ века. Самое большое влияние на
развитие научной фольклористической мысли П.В. Киреевского оказали Жуковский и
Пушкин. Они вдохновили его и указали путь будущей деятельности. В
1831 – 1835 годах Петр Васильевич служил в Московском архиве Министерства
иностранных дел. В это время он занимался записями народных песен, чем
заинтересовал и многих деятелей культуры, в том числе Гоголя, Кольцова, Даля и
др. В
1837 году производился раздел имущества Киреевских. По Указу Его Императорского
Величества Орловский земский суд от 1 февраля присудил деревню Киреевскую
Слободку, которая находилась недалеко от Орла, Петру Васильевичу Киреевскому.
Он построил дом на левом берегу Сухой Орлицы и прожил в нем свой недолгий век,
часто навещая свою малую Родину: Петрищево, Уткино, Долбино. Собирание
народных песен становится для Киреевского делом всей его жизни. В этом он видел
свое предназначение. Поток присылаемых ему в Киреевскую Слободку песенных
коллекций из самых различных уголков России был огромный. Отбор, классификация,
сохранение их требовали больших усилий и знаний. Публикации многих
подготовленных сборников нередко срывались, но глубокая вера в необходимость
задуманного им дела преодолевала все препятствия на избранном пути. Страсть
к собиранию русского фольклора звала Киреевского в дорогу. Немало поколесил он
по России, но самый обширный материал дала собирателю его малая Родина. В 30 - 40
гг. ХIХ века Киреевский записывал произведения устного народного творчества в
Алексинском, Ефремовском, Чернском, Белёвском уездах. На организацию фольклорных
экспедиций им тратились большие средства. Труд по сбору песен был очень
нелёгок. В
одном из писем Ивана Сергеевича Тургенева от 6 марта 1853 года есть такие
строки: «На днях я был в Орле и оттуда ездил к П.В. Киреевскому – провел у него
часа три. Это человек хрустальной чистоты и прозрачности – его нельзя не
полюбить.» Однажды заглянул на спасский огонёк Киреевский и доставил Тургеневу
настоящий праздник. Единственный в своём роде самоотверженный собиратель великорусской
народной песни, посвятивший этому делу всю свою жизнь, Петр Васильевич
буквально заворожил Тургенева тончайшим пониманием поэтических сторон народного
характера. Пусть многое в его воззрениях Тургенев не разделял, но личность
этого энтузиаста подействовала на него освежающе и ободряюще. Киреевский
прожил недолгую, но яркую жизнь. Он оставил замечательное наследие – около
двадцати тысяч народных песен. Некоторым из них – 700 – 800 лет! Благодаря трудам Петра Васильевича они дошли
до нас. Например, «Утушка луговая», «Роза белорозовая», «Не одна во поле
дороженька» и др. И по сей день они трогают и согревают сердца слушателей. Главная
заслуга П. В. Киреевского перед потомками
состоит в том, что он собирал и готовил к изданию произведения устного
народного творчества в таком объёме и с таким вниманием, как никто до него. Все
собиравшие после него – шли по его
следам. Он останется для многих поколений людей добрым учителем, и сама жизнь
его – поучительный урок. Умер П. В. Киреевский 25 октября 1856 года. По завещанию похоронен в Оптиной пустыни в некрополе монастыря в одной ограде со своим братом Иваном Васильевичем и его женой Натальей Петровной. Автор: Зинаида Ивановна Кузина, | ||
11.09.2018 г. | ||
Наверх |