От Вече к Престолу… Выставка Павла Рыженко |
20.09.2018 г. | |
До 28 октября 2018 г. в Международном фонде славянской письменности и культуры (Москва) проходит выставка исторических картин Павла Рыженко "От Вече к Престолу...". Путь от Вече к Престолу – это уникальная история поиска и обретения русской нацией христианских ценностей, который длился несколько столетий. Вот покидает Великий Новгород одинокий всадник в княжеских латах. Его изгоняют как врага Республики. Кто этот человек? Это Александр Ярославович Невский, спасший новгородцев от Биргера и стремящийся избавить Русские земли от вторжения тевтонского ордена и окатоличивания. Совсем недавно он призывал свободолюбивых граждан собраться в дружины, но ударил колокол Вече – и вот уже заглушен его звучанием голос совести, потеряна благодарность, и забыта вера русских людей. В любой республике вера и духовный суверенитет не играют большого значения, намного важнее торговые связи с иными государствами. И князя Александра изгоняют, как изгоняли всех святых монархов... Изгоняют не за самодержавие, нет. Республики не существуют без тирании феодалов и бояр, канцлеров и трибунов, премьер-министров и успешных экономистов. Так было всегда на протяжении веков, и в этом заключался исторический парадокс – «что есть свобода?» Наш народ, как никакой другой, искал ответ на этот вопрос на протяжении многих столетий. Свобода страстей или свобода христианской совести? Принятое крещение или идолопоклонство тому, что не ушло вместе с прозрением князя Владимира – своим вольностям, правам, своему обособленному одиночеству... Князь Владимир не принял помазание на Царство, не решился возложить на себя ответственность защищать на законодательном уровне души своих подданных от нравственных болезней прежнего языческого государственного строя, и потому эту ответственность взяли на свои плечи другие князья. Те, кто ещё не будет помазан на царство, но примет незримый мученический венец; те, кто отдаст себя в жертву русским людям, ещё не знавшим, что выше прав есть сострадание, выше вольностей – свобода в служении Христу и выше гордыни – любовь. Венценосцами в изгнании будут они для нашей нации. В делах и жертвенном служении будет их помазание на престол ещё только формирующегося христианского царства. Прежде всего царства в душах русских людей. Не святым елеем, но своей кровью они заслужат право изменить нашу национальную историю... И вот уже 8 сентября 1380 года на Куликовом поле впервые в нашей истории прозвучит клич русских воинов – «Все умрём, если потребуется за Бога, Государя нашего великого – Димитрия Иоанновича и Отечество!» А перед рядами владимирцев, суздальцев, переяславцев, рязанцев, новгородцев скачет на коне Великий князь Димитрий Иоаннович. И видит он среди героев откликнувшихся на его клич «объединяйтесь братья!» – тех, кто был с ним с первых лет его жизни, и тех, кто бросал ему вызов, воюя с ним с самой юности. Сегодня на Куликовом поле они вместе готовы были защищать лишь одно право – стать христианами – не просто по крещению, но по нравственному выбору. И рухнул тогда колокол вече в душах русских людей. Вскоре он и в действительности падёт на снег перед Марфой Борецкой и Великий князь Иоанн удалится в Москву, а Новгород так и не станет польской провинцией, отрекшейся от православия. Обнажившие против Москвы свои мечи новгородцы, будут спасены русским христианским миром. И вот настанет час – прозвучат наконец в Кремле, в соборе Архангела Михаила, слова – «Божьей милостью венчается на Царство Государь наш великий Иоанн Васильевич». И падёт вечный враг Руси Казань, и в первой, поистине мировой, войне с Западом устоит русский мир, умоливший Иоанна Васильевича Грозного, оставившего свой трон, вернуться из Александровской Слободы и побороть боярскую крамолу, как просили в XIII столетии новгородцы вернуться князя Александра Ярославовича в Новгород и спасти их от тевтонских рыцарей. Замолкнет окончательно в сердце нашего народа на многие столетия гул демократического вече. До тех пор, пока в 1917 году наше нравственно больное общество не вынесет смертный приговор тому, кто как и Димитрий Иоаннович, и Михаил Ярославович Тверской, и Александр Невский останется с нашей нацией до конца. Государю, который сформулирует главную идею русской монархии своей святой жизнью и мученической смертью – «Если Богу нужна искупительная жертва за грехи моего народа, я готов стать ею. Да свершится воля Его» – запишет он в своём дневнике. А потом прозвучат выстрелы в Ипатьевском доме... Это история нашего национального выбора и пути от Вече к Престолу. Того пути, который после убийства Государя и по сей день не завершён... | |
Наверх |