Вокруг выставки «Контрапункт: современное российское искусство», которая должна открыться в Лувре 14 октября раздувается скандал. Министерство культуры отказывается отправлять во Францию работы Тер-Оганяна, известного своим «художественным экстремизмом».
Василий Перов, "Последний кабак у заставы", 1868
По словам заместителя министра культуры Андрея Бусыгина: «данные произведения автора Авдея Тер-Оганяна из серии "Радикальный абстракционизм" представляют собой абстрактные изображения -- полотна размером 150х100 см (печать на холсте) с подписями, которые могут быть восприняты как призывы, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, возбуждение национальной и религиозной розни».
С российской стороны выставку (проходящую, кстати, в рамках программы Года Россия-Франция 2010), организатором выступает Государственный центр современного искусства, так что вмешательство государства в искусство в данном случае вполне обоснованно.
Такие «художники» как господин Тер-Оганян не должны иметь право официально представлять Россию, поскольку их имидж через официальный статус мероприятия переносится на всё российское искусство и даже Россию в целом.
Участники выставки толпой встали на защиту своего попавшего в опалу собрата, и теперь мероприятие, как хотят нам навязывает сочувствующая пресса, находится под угрозой срыва. Всё это выглядит как неприкрытый шантаж. Поневоле спросишь себя, а так ли нам уж нужна эта выставка в Париже? Неужели представление французов о России будет неполно без Тер-Оганяна и его товарищей?
Хотелось бы верить, что урок пойдёт впрок, и подобных авторов больше не будут выставлять в рамках официальных мероприятий. А с художников, что взять – им скандал на руку. Современное искусство живёт не тем, что есть, а тем, как это подаётся на публику.