«Третий Рим» и другие работы В.М. Соловьёва |
01.10.2018 г. | |
В издательстве «Директ-Медиа» вышло учебное пособие историка
и культуролога В.М. Соловьёва «Третий Рим» (М.: Директ-Медиа, 2018. – 605 с.). Издательство
реализует масштабный образовательный проект, освещающий культурно-историческое
бытие нашего Отечества. В сотрудничестве с «Директ-Медиа» В.М. Соловьёв ранее
выпустил книгу «Две империи» (2017). «Третий Рим» посвящён предшествующей
эпохе. Главный адресат пособия – бакалавры и магистранты, изучающие
историю России в рамках вузовской учебной программы. Книгой также могут широко
пользоваться старшеклассники, абитуриенты и все читатели, проявляющие интерес к
отечественной истории. Книга состоит из отдельных очерков, тематически увязанных с
вузовским курсом отечественной истории. В книге показано, как Россия обретала государственную
монолитность в течение нескольких столетий. Если Великое княжество Московское
еще связано родовой пуповиной с языческой архаикой и патриархально-вечевыми
порядками Древней Руси, то царство последних Рюриковичей и первых Романовых
идеологически и институционально уже иная структура, где мощное централизующее
начало теснит остатки времен раннефеодальной вольницы и политической
раздробленности, и к исходу XVII века в стране фактически подготовлена почва
для строительства будущей великой державы – нового, или, как его называли,
третьего Рима. Империя рождалась в муках, противоречиях, конфликтах, борениях
новизны и старины, наложении тяжелой печати абсолютизма на традиции
сословно-представительной монархии. Крупные свершения и преобразования внутри страны
сопровождались убедительными успехами на международной арене и закреплением
России по всему периметру своих границ. Также стоит отметить вышедшее в этом году пособие в помощь
студентам-культурологам «История русской культуры» (М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. –
270 с.) Верный своей концепции автор продолжает развивать мысль,
что русская культура не дискретна, не
разорвана и не разъединена на
куски-периоды, а представляет собой, хоть и противоречивое, но единое
целое. Путь, пройденный ею через века,
не усыпан розами. Ведь культура вписана в историю точно так же, как история
вписана в культуру. И русская культура
прошла через те же критические
точки, которые выпали нашей стране на ее долгом историческом пути. Она
принимала на себя вызовы времени, преодолевала
многочисленные проблемы и при этом оставалась не
замкнуто-изолированной, а устремленной
в космос мироздания. Выделим также наиболее значимые из последних статей автора. «Феномен российской культуры (к постановке проблемы)» (журнал «Studia Culturae». 2018. Вып. 1 (35): Academia: С. 81-95) заостряет внимание на взаимоотношениях между русской культурой и российской, которые тесно переплетены, активно соотносятся и взаимно подпитывают друг друга. Ещё две статьи
посвящены актуальному наследию двух великих русских историков. Одна из которых
раскрывает освещение русской культуры в научном наследии С.М.Соловьева (История
русской культуры в научном наследии С. М. Соловьева // Вестник МГЛУ.
Гуманитарные науки. Выпуск 3 (792). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. С.176-186),
другая, подготовленная для состоявшегося в Челябинске в мае 2018 года
Шестнадцатого славянского научного
собора «Урал. Православие. Культура»,
акцентирует внимание на
культурно-философских идеях Н.И.Костомарова (Актуальные культурно-философские
идеи в творческом наследии Н.И.Костомарова // Шестнадцатый славянский научный
собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре
России: материалы всерос. научн.-практ. конф. / сост.
О.В.Терехова.Челябинск, Челяб. гос. ин-т
культуры, 2018. С. 28 -34). | |
Наверх |