Художники немецкой школы |
21.10.2018 г. | |
До 13 января 2019 г. в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) проходит выставка «Художники немецкой школы. Этапы развития немецкой и австрийской живописи XV–XIX вв.» из частного собрания московского коллекционера В. Горященко. На выставке представлено 17 оригинальных работ немецких и австрийских живописцев XV–XIX веков. Экспозиция охватывает несколько различных направлений в истории искусства. Неизменно высокое профессиональное мастерство исполнения картин старых западноевропейских мастеров, равно как и особенная тонкая поэтика восприятия окружающего мира пользуются повышенным вниманием ценителей живописи. Первая эпоха, которую освещает выставка, — это позднее Средневековье — время «окольцованной вечности», которое оставило миру непреходящие культурные ценности и сформировало особый тип личности. Искусство того времени тесно связано с церковью. Ослабление этой зависимости выражается лишь в том, что произведения отделяются от стен и сосредотачиваются в монументальном алтарном сооружении. В традициях позднеготического искусства исполнено одно из самых ранних произведений в экспозиции — «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» (1480). Эта работа выполнена на створке алтаря и напоминает золотым и красочным блеском миниатюры в старинных молитвенниках. Так, история немецкой живописи XV века является историей отдельных крупных алтарей. Глубоко религиозное Северное Возрождение стало временем творческих поисков. Художественная жизнь Германии в этот период отличается дробностью. Разобщенность областей страны приводит к формированию множества очагов искусства: различные школы обязаны своим появлением развитию Ганзейского, Швабского и Рейнского торговых союзов. Религиозная живопись приближается к реалистическому методу изображения: акцент переносится на повествовательное начало. Традиционные фигуры святых приобретают облик людей того времени, часто людей из народа. Сцены наполняются жанровыми подробностями. Искусство Германии XV–XVI века часто анонимно, поэтому на выставке вы сможете встретить работы художника Дунайской школы и художника Южно-германской школы, атрибутированных стараниями исследователей искусства. Следующим поворотом в изобразительном искусстве Германии и Австрии становится маньеризм — ранняя форма барокко XVI – первой трети XVII века. Маньеристы культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы. Формы становятся изящными, даже причудливыми; в композиции торжествуют динамизм и асимметрия. Даже колорит преувеличен: тона становятся интенсивными, а контрасты — бурными. Новый XVII век ознаменован приходом барокко. Гуманистические светлые идеалы Возрождения вытесняются настроениями пессимизма и тревоги. Формирование стиля связано с усилением католицизма. Церковь и светские правители стремились использовать искусство в своих целях, внушить широким массам чувство благоговения перед властью. Мастера барокко тяготели к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости и пафосу. Реализм представлен жанровой работой Антона Ромако в стиле бидермейер и пейзажем художника дюссельдорфской школы Карла Хилгерса. В парном парадном портрете титулованного рода, выполненном неизвестным художником, угадываются принципы классицизма. Все произведения, представленные на выставке, объединены не только христианской тематикой, но и высочайшим художественным уровнем.
| |
Наверх |