Владимир Фаворский (ксилография, рисунок, линогравюра, скульптура, сценография) |
06.11.2018 г. | |
В Галерее Назарова (г. Липецк) с 9 ноября 2018 г. по 27 января 2019 г. пройдёт выставка «Владимир Фаворский (ксилография, рисунок, линогравюра, скульптура, сценография)». На выставке представлены работы разных лет, от ученических штудий до последнего автопортрета. Экспозиция открывает зрителю и принципиальность пути, и почти весь диапазон творчества художника: гравюры на дереве и линолеуме, рисунки, скульптуры, эскизы к театральным постановкам. Галерея Назарова благодарит семью В.А. Фаворского – дочь Марию Владимировну Шаховскую-Фаворскую и внука Ивана Дмитриевича Шаховского – за предоставленную коллекцию произведений Мастера и подготовку выставки. Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964). График, сценограф, живописец-монументалист; педагог и теоретик искусства; непревзойденный мастер русской гравюры и искусства книги. Профессор и ректор (1923-1926) легендарного ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Играл выдающуюся роль в развитии отечественного искусства ХХ столетия. С середины 1930-х до середины 1950-х обвинялся в формализме (был объявлен «главой формализма в графике»). Действительный член Академии художеств СССР (1962); Лауреат Ленинской премии (1962); Народный художник СССР (1963). Имя Владимира Андреевича Фаворского – одно из ключевых в русском изобразительном искусстве двадцатого века. Для новых поколений имя, безусловно, классическое и наделенное особым, двойным обаянием, не только художническим, но и человеческим. Оно несет на себе отблеск личности, соединяющей сильную творческую волю с душевной открытостью и редкой ясностью духа. Сила, которая ощущается в Фаворском, – это определенно добрая сила. Впрочем, представлять и хвалить художника нет необходимости. Его и знают и любят. Работы Фаворского, в первую очередь, книжные, популярны, и лучшие из его гравюр воспроизводились в печати бесконечно. У него множество учеников и последователей. А они, широко заимствуя у учителя характерные приемы гравирования, принципы построения композиции и, наконец, излюбленные образы-символы, успели сделать подобную графику привычной, легко узнаваемой, а тем самым, вроде бы, и хорошо понятной... А между тем проницательный и чрезвычайно высоко ставивший искусство этого мастера художественный критик Абрам Эфрос предсказывал еще в пору самых первых его успехов: «Доступным Фаворский не станет никогда, он станет только известным. Он всегда будет больше именем, нежели искусством». Сказано резко. Но художественный язык Фаворского, его отточенно строгая и возвышенная пластическая речь и в самом деле только кажутся простыми и общепонятными. В них множество секретов, тонкостей, очень важных для понимания смысла; пласты скрытых значений, открывающихся только воспитанному глазу и не чуждому гуманитарной образованности уму... «Школа Фаворского», многократно критиковавшаяся по разным поводам, продолжает существовать и развиваться. Его своеобразные наблюдения над искусством прошлых веков и исследования по теории композиции, теории графики и шрифта вошли в арсенал современного искусствоведения, влияют они и на нынешнюю методику обучения художников. Наследие Фаворского – содержательный и устойчивый элемент русской художественной культуры, важный для ее будущего и для понимания ее прошлого. Ю.Я. Герчук. | |
Наверх |