Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга |
19.11.2018 г. | |
С 22 ноября 2018 г по 2 июня 2019 г. в выставочных залах Особняка Румянцева (Санкт-Петербург) будет проходить выставка "Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга".
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 500 иконописных памятников. Выставка представляет лучшую часть музейного собрания — около 60 икон — и позволяет проследить основные тенденции в развитии отечественного иконописного искусства Нового времени: со второй половины XVII до начала ХХ века. В экспозиции можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настолпные иконы, а также камерные произведения — иконы для келейной, домашней молитвы. В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан. Особого внимания на выставке заслуживают два уникальных памятника — иконостасы, происходящие из Петропавловской крепости: из домовой церкви Комендантского дома и Екатерининского придела Петропавловского собора. Первый — походный иконостас Александра I, сопровождавший императора в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. По документам известно, что в 1855 году на период ремонта Петропавловского собора он был установлен во временной церкви-палатке на плац-параде крепости. Затем хранился в соборной ризнице, откуда и поступил в фонды музея. Иконостас включает 9 образов, расположенных в два регистра: в местном ряду располагаются иконы «Архангел Михаил», «Богоматери Знамение», «Спас Вседержитель» и «Николай Чудотворец», в деисусном ряду — «Деисус» («Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении Спасу на престоле»), «Апостолы Петр, Иаков, Симон, Филипп, Андрей и Иоанн Богослов», «Преподобный Сергий Радонежский», «Апостолы Павел, Матвей, Иаков, Фома, Иуда и Варфоломей». Они выполнены предположительно мастерами круга московской Оружейной палаты последней четверти XVII века в редкой технике — живописи на шелке. Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви во имя Владимирской иконы Божьей матери в усадьбе Собственная дача близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. За время бытования иконостаса живописные образа неоднократно поновлялись и реставрировались. В 1917 году иконостас был разобран и хранился в ризнице собора. Сегодня в собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав. Созданная на выставке временная реконструкция трехярусного иконостаса Екатерининского придела сделана на основе архивных описаний и сохранившихся исторических фотографий. На выставке можно увидеть иконы местного ряда: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Праведная Елисавета», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Великая Панагия» и «Великомученица Екатерина Александрийская». В праздничном чине на сегодняшний день представлены иконы: «Рождество Богородицы», «Преображение», «Тайная вечеря» «Воскресение» и «Вознесение». Небольшой «Страстной цикл» объединяет три произведения: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Распятие». Среди экспонатов выставки интересны самые ранние по времени создания иконы «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» (Центральная Россия, вторая половина XVII в.), «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.) и старообрядческая икона «Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.) Привлекает внимание необычная иконография образов «Плач Богоматери при Кресте» (Поморье, конец XVIII в.) и «Богоматерь Троеручница (Мстерский мастер в Санкт-Петербурге, третья четверть XIX в.). Несколько икон представлены вместе с серебряными окладами — удивительными по красоте и изысканности произведениями декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ веков. | |
Наверх |