Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского |
10.12.2018 г. | |
В Государственном музее А.С. Пушкина (Москва) с 14 декабря 2018 г. по 10 февраля 2019 г. пройдёт выставка «Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского», приуроченная к 125-летию со дня рождения художника. Владимир Милашевский прославился своими изумительными иллюстрациями к русской и зарубежной классике, к сказкам А. С. Пушкина и «Коньку-Горбунку» П. П. Ершова. На книгах с его рисунками выросло не одно поколение. Художник оформил около 100 книг для детей и юношества, иллюстрировал десятки произведений классиков русской и мировой литературы. А вместе с тем, Владимир Милашевский был еще и интересным живописцем, портретистом, а также одним из организаторов и идейных вдохновителей новаторской группы молодых московских художников конца 1920-х годов, провозгласивших в своё время принцип раскованности натурного рисунка, так называемый стиль «спонтанного» письма. Однако эта сторона творчества В. А. Милашевского знакома публике не так хорошо как его иллюстраторское искусство. На выставке будет представлено более 170 работ Владимира Милашевского разного периода – самые ранние рисунки помечены началом 1920-х годов, последние – серединой 1970-х. Часть экспонируемых работ широкая публика увидит впервые. В проекте приняли участие Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского, частные коллекционеры. «Мы развивались без учителей, нас учил воздух эпохи», − так написал о своем поколении Владимир Алексеевич Милашевский (1893–1976), художник-график, акварелист, живописец, участник группы «13», мемуарист. Творческая биография мастера хорошо изучена. В 1906–1907 годах он учился живописи в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище у В. Коновалова, в 1911–1913 – занимался рисунком и живописью в Харькове в студии А. Грота и Э. Штейнберга, в 1913–1915 − в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном отделении у Н. Бруни, А. Творожникова, Г. Залемана и А. Маковского. В 1915–1916 годах работал в «Новой художественной мастерской» под руководством М. Добужинского, Е. Лансере и А. Яковлева. Впервые его рисунки экспонировались на выставке художников − членов Дома искусств в Петрограде в 1921 году. С 1924 года жил в Москве. В 1929–1931 годах как теоретик и один из создателей группы «13» участвовал в ее выставках. «Утонченным наслаждением современного интеллекта» художник называл иллюстрацию «без натуралистических подробностей». Особую известность принесли Милашевскому книги, оформленные им в издательстве «Academia», с которым он сотрудничал с середины 1930-х годов. Среди них: «Бег» П. Скосырева (1930), «Страница большой книги» Л. Аргутинской (1932), «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1933), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского (1935). Иллюстрировал он и произведения западных классиков: О. Бальзака, Э. Т. А. Гофмана, роман Г. Флобера «Мадам Бовари» (1947) и другие. В 1933 году Милашевский оформлял издание «Записок Пиквикского клуба» Ч. Диккенса. Художник «решил сделать иллюстрации в виде неких импровизаций, запечатления первых зрительных образов, пробуждаемых в сознании при чтении текста». Они сразу привлекли внимание критиков, заставили говорить о Милашевском как об иллюстраторе, имеющем свой стиль и почерк. По мнению самого художника, это было время расцвета его творчества. С середины 1930-х годов по идеологическим причинам было запрещено экспонировать на выставках произведения художников группы «13». Только оформление книги давало им возможность работать и быть свободными в творчестве. Именно поэтому Милашевский назвал «чудом», что каждый из них «оказался иллюстратором» и таким образом смог раскрыть свой творческий потенциал. Особое место в творчестве Милашевского заняли «Повести Белкина», над которыми он работал в 1970-е годы. В собрании музея хранится более 70 его рисунков, часть из которых была передана самим художником, другие поступили в дар от его вдовы, А. И. Милашевской. При создании иллюстраций к пушкинским повестям художнику пригодилось знание русской дворянской архитектуры. Это дало возможность свободной импровизации в изображении усадьбы Муромского в повести «Барышня-крестьянка». Образ старой Москвы органично возникает в иллюстрации к «Гробовщику», когда Адриан Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую. Здесь художник изобразил и самого поэта возле дома Василия Львовича Пушкина. Портретную галерею рассказчиков − титулярного советника А. Г. Н., подполковника И. Л. П., приказчика Б. В. и девицы К. И. Т. – художник представил с присущей ему характерной пародийностью. Можно отметить, что у каждой повести есть свое стилистическое решение, соответствующее пушкинскому тексту. Судьба В. А. Милашевского сложилась «в духе времени», тем более что на долю его поколения выпали серьезные испытания, связанные с войнами и историческими потрясениями. Человек широко образованный, наделенный от природы острым умом и даром слова, в котором почти всегда присутствовала «едкость», резкость, некая «ядовитая деталь» (выражение, заимствованное им у Ф. Достоевского), особенно не располагал к себе. Только для немногих друзей, таких как Н. Кузьмин, он был самым близким и дорогим художником. «Приязнь Милашевского помогала мне работать быстрее, взыскательнее. Заставляла искать, ошибаться, снова искать свою синюю птицу, свою высокую удачу, что совпадало с моими творческими устремлениями», − вспоминал Н. Кузьмин. У Милашевского никогда не возникало желания подделаться под чужой стиль или подражать кому-либо. Он оказался героем-одиночкой, который, как написал о нем художник Б. Рыбченков, «один из всей группы пронес через всю свою многотрудную жизнь верность ее идеалам, никогда не дрогнул, не сломался». | |
Наверх |