Марксизм и культура: поздний роман |
О месте культуры в марксистском мировоззрении. Исторический очерк. 1. Культура без марксизмаК середине XIX века, когда складывался марксизм, понятие «культура» уже
давно было в обиходе — накопилось несколько десятков определений этого
понятия (Niedermann 1941; Орнатская 1968). В начале оно формировалось как антипод натуры, природы, естества. Так
трактовали это понятие немецкие историки культуры и философы конца
XVII века. Мыслители эпохи Просвещения, выступая с критикой консервативных
сил в своем обществе, прослеживали движение от «естественного» состояния к
«цивилизованному» и нуждались в парных понятиях, которые бы выразили эту
оппозицию. Они использовали понятие «культура» для обозначения обработки
природного ума. Культура — это «вторая природа», по Гердеру. В немецкой классической философии первой половины XIX века, в частности
у Канта, средоточием культуры оказывается личность. Интерес в культуре
привлекло то, чем определяется поведение каждого человека (культурные нормы,
культурные ценности) — культура стала осмысливаться, в сущности, как
программа поведения. Хотя представления о культурных нормах и соответствующих
им стереотипах поведения и типах творений человека отчетливо сложились только у
эволюционистов во второй половине XIX века и в антропогеографии Ратцеля, а
понятие о культурных ценностях — у немецких неокантианцев и в американской
антропологии ХХ века, общая линия рассмотрения культуры как программы
поведения складывалась раньше — зачатки идеи можно видеть уже у
Просветителей. Тогда же определилось и значение передачи культурных знаний негенетическим путем, обучением: высокая обучаемость человека и гораздо более слабая — остальных животных. Далее обозначился фактор преемственности, который усилиями неокантианцев и их последователей в антропологии был признан основой культуры. Имеется в виду хранение всего этого объема информации в обществе (традиция) и наделение каждого человека знаниями из этого объема (энкультурация). Соответственно выделилось значение знаков, символов для передачи и хранения этой информации. И, наконец, стало ясно основное отличие культуры от природной программы поведения, заложенной в генах животных: культурная значительно пластичнее, изменчивее, она предоставляет человеку большую свободу выбора. Свобода выбора — ключевой фактор для понимания ряда аспектов культуры. Многие из этих представлений были уже общим местом в европейской науке ко времени
появления марксизма, другие складывались одновременно с ним, третьи возникли
позже, но интуитивно ощущались издавна. Понятие «культура» приобретало всё
большее значение для ряда наук, и то, что с 70-х годов XIX в. до середины
XX исследователи насчитали более полутора сотен дефиниций этого понятия (Kroeber
and Kluckhohn 1952), показывает, насколько велико было внимание ученых к
нему. 2. Марксизм без культуры Тем не менее, как с удивлением отмечали советские исследователи культуры (Карпов
1970: 103; Соколов 1972: 26; Межуев 1977: 15), основоположники марксизма почти не употребляли этого термина и не дали вообще
формального определения этого понятия. Во всяком случае в их всеобъемлющей
системе понятий философии и социологии («общество», «человек», «труд»,
«природа», «государство», «класс», «производительные силы», «производственные
отношения», «базис», «надстройка», «революция» и проч.) среди
фундаментальных понятий нет понятия «культура». Это весьма смущало марксистских
теоретиков. Ведь культура неразрывно связана с обществом, человек без нее
остается животным, понятие «природа» лишается своего антонима. Почему же Маркс
и Энгельс практически обходились без него? Стараясь смягчить это упущение,
исследователи спешили добавить, что Маркс и Энгельс обходились не без понятия,
а только без предназначенного для него термина, заменяя его другими словами
(«общество», «государство», «политически-гражданская жизнь», «народный дух») и
что в трудах Маркса и Энгельса заложены все предпосылки для построения
концепции культуры. Странную картину рисует такое оправдание: термин
существует, а классики его избегают, обходясь громоздкими подменами. Видимо они
всё-таки не нуждались в собственной концепции культуры. Между тем их система взглядов была не единственной социологической
концепцией, игнорировавшей культуру, и сравнительный анализ может помочь
пониманию этой ограниченности первоначального марксизма. Этого понятия не
замечали также Сен-Симон, Конт, Спенсер, Дюркгейм. Особенно примечательно, что
против его применения выступал антрополог (в широком смысле) Рэдклиф-Браун: «Мы
не наблюдаем 'культуру', — писал он в 1940 г., — ибо это слово
не обозначает никакую конкретную реальность, а только абстракцию, при том…
плохую абстракцию» (Radcliffe-Brown 1952: 189). Он считал, что на
самом деле мы наблюдаем лишь поведение, в котором можно выделить отношения,
структуры. Что общего у всех этих концепций? Прежде всего их несомненная
политизированность. Политиков мало затрагивала культура как противопоставление
натуре, природе. Более конкретно: все названные ученые были склонны к утопиям, к
социалистическим мечтаниям, и мыслили себя реформаторами или основателями
религий, если не революционерами — как Маркс и Энгельс. Эта нацеленность
Сен-Симона и его секретаря Конта широко известна — позитивизм замышлялся
как новая религия. Спенсера, завзятого эволюциониста и борца с клерикализмом,
считают апостолом буржуазного либерализма и индивидуализма. Дюркгейм был другом
Жореса, вождя социалистов, и читал лекции о социализме. Рэдклиф-Браун в юности
испытал влияние своего бирмингемского соседа Кропоткина и получил у своих
друзей кличку «Браун Анархия» (Anarchy Brown). Таких людей больше заботила
проблема пропаганды своих взглядов, и более широко — проблема воздействия
революционной или реформаторской личности на общество. Между тем понятие культуры воплощало в себе нечто прямо противоположное, а именно — воздействие культуры на каждую личность, формирование личности в соответствии с нормами культуры (энкультурация), достижение конформности. Культура как программа поведения личности, усваиваемая ею от общества, была им не нужна, а то и прямо претила. Таково было и отношение Маркса и Энгельса к понятию культуры. Для них на первом плане оказывались проблемы классовой солидарности, революционной активности масс, индивидуального участия каждого сознательного борца, его личной моральной ответственности за судьбы всего движения — словом, проблемы коллективного воздействия революционных личностей на общество. Этим проблемам явно уступала в актуальности противоположная проблема —
программирования обществом деятельности индивидов, вместе с производной от нее
же проблемой — выделения и описания средств этого программирования, т.е.
культуры, ее традиций, стереотипов и т.п. Более того, разработка этой проблемы
тогда стимулировала бы скорее демобилизацию революционных сил, так как
акцентировала бы внимание на действительно глубоких корнях той социальной
предопределенности, по отношению к которой революционная деятельность
коммунистов стремилась выступать как преодоление и отрицание. 3. Культурная революция Ситуация изменилась в канун революции и с победой большевиков в России. С
точки зрения коммунистов, коль скоро пролетарская революция осуществилась,
средства производства национализированы, экономический базис изменился,
следовательно, должны были сравнительно быстро измениться все надстройки, не
только политическая. А в результате, получив свободу развития при новых
производственных отношениях, должно была быстро придти к расцвету всё
производство. Должна была наступить счастливая жизнь при коммунизме. Но этого не произошло. Более того, народ не спешил в коммуны, отлынивал от
работы «по-коммунистически», бунтовал. Становилось всё более очевидно, что на
коммунистических началах хозяйство с таким народом не поднять. Ленин как
прагматик предпринял две операции. Во-первых, в отступление от марксистских
догм ввел НЭП — допущение частного предпринимательства. Во-вторых,
выдвинул идею, что для достижения коммунизма мало взять власть и сменить
производственные отношения, нужен другой народ, нужно вырастить нового,
коммунистического человека. Необходимо перевоспитать людей, изменить их навыки,
духовный мир, психику. Но это означало коренной отход от марксизма: решающий
акт в революционном переустройстве и смене формации отводился не экономике и
политике, а морали, идеологической надстройке — совсем по Веберу! Понятие культуры явилось как спасение лица. Пригодилось именно то, что она отсутствовала в марксистской системе — не относилась ни к производительным силам, ни к базису, ни к надстройке. Было провозглашено, что требуется «культурная революция». Радикальные теоретики (Пролеткульт, РАПП, леф) анонсировали построение новой культуры — вполне пролетарской. Это привело к эксцессам — нападкам на культурное наследие, идейному вандализму. Ленину пришлось осадить горячие головы, признав, что социализм нужно строить с использованием старой культуры. Но тогда статус культурной революции оказался под вопросом. Тем временем понятие культуры всё-таки вошло в марксизм-ленинизм, вошло сбоку — как чуждый элемент. Ленин не дал определения культуры, но он часто пользовался этим термином, и
эти его высказывания характеризуют его представления о понятии «культура».
Выдвигая задачи «культурной революции», которой «достаточно теперь.., чтобы
оказаться вполне социалистической страной» (Ленин ПСС, 45: 377), он
оговаривал, что «раньше мы центр тяжести должны были класть на политическую
борьбу, революцию, завоевание власти и т.д.», а теперь «центр тяжести…
переносится на мирную организационную 'культурную' работу» (Ленин ПСС, 45:
376). По крайней мере, в данном контексте политика и военная деятельность не
включались в культуру, а организационная деятельность включалась. Важным в его
учении о культурной революции было положение об использовании всего позитивного
в буржуазном культурном наследии. Раскрывая, что именно входит в это наследие,
Ленин тем самым раскрывал состав культуры вообще. «Капиталистическая
культура, — писал он, создала крупное производство, фабрики,
железные дороги и прочее…» (Ленин ПСС 33: 44). И позже: «Нужно взять
всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно
взять всю науку, технику, все знания, искусство» (Ленин ПСС 38: 55).
Итак, Ленин, во-первых, не ограничивал культуру только материальной или только
духовной сферой, а распространял на обе, а во-вторых, выделяя слово «создала»,
он очевидно имел в виду, что перечисленные блага — не просто компоненты
культуры, а ее порождения, продукты. Марксистская приверженность классовому антагонизму, конечно, требовала согласования с новым для марксизма диффузным понятием, и Ленин выдвинул положение о двух культурах в одной культуре (социальное расслоение культуры признавалось не только в марксизме — ср. учение Ганса Наумана об «опускании» культуры верхних слоев в нижние). Но Ленин выступал против попыток включить культуру в идеологию — сохранились прямые свидетельства этого. Когда один из лидеров Пролеткульта написал, что «идеология шире культуры», Ленин, читая эту статью, вынес на поля слово «шире», а вскоре появилась в «Правде» статья Я. Яковлева, отредактированная Лениным, в которой об утверждении пролеткультовского лидера сказано: «Тут нелепость явная, ибо культура, совокупность ряда общественных явлений (от морали и права до науки, искусства, философии) есть, конечно, более общее понятие, чем общественная идеология» (Вопросы 1925: 3, 22; Баллер 1969: 82). Однако именно эта трактовка культуры привилась. 4. Культура как идеология В Сталинской империи понятие культуры снова стало лишним. Ведь культура есть
программа поведения, уделяемая обществом каждому человеку в процессе
энкультурации (научения). Ее отличие от врожденных инстинктов —
генетической программы поведения — состоит в том, что культура как
программа пластична, предоставляет человеку изрядную свободу выбора (Клейн
1987). Сталин был вовсе не заинтересован в такой программе. В его
тоталитарном государстве человек был только винтиком партийно-государственной
машины. От подданного требовалось поведение, запрограммированное очень жестко
коммунистической идеологией. Уже у Гастева предусматривалось чрезвычайно жесткая программа поведения
людей в производстве. Теперь такая программа поведения распространялась на все
сферы жизни и планировалась не «технократами», как у Гастева, а политическим
руководством. Эта программа, выражаемая в идеологии и обеспечиваемая аппаратом
государства и политических организаций (партии, профсоюзов и т.п.), по
сути не нуждалась в личности, в индивидуальном выборе, а значит, и в особых
средствах пластичного программирования деятельности. Реализуемая программа
должна была осуществляться «приводными ремнями» детальных инструкций и
распоряжений, а также через непосредственное воздействие идеологии на сознание
каждого человека, воздействие, подкрепляемое силой и авторитетом политической
власти. Идеалом для советской империи Сталина была бы не культура, а нечто вроде генетической программы поведения, врожденной и не оставляющей индивиду выбора. Как у муравьев или рабочих пчел. Весь громадный аппарат государства и партии был направлен на выработку такого механизма программирования — через воспитание (от яслей до вузов), через включение в общественные структуры (пионерская организация, комсомол, партия), через систему «политпросвещения». И через жесткий отсев (трудновоспитуемых — в лагеря). Человеку навязывалась не столько марксистская идеология, сколько новая, советская психология: психология патернализма, конформизма, послушания. Политизированная идеология была чем-то вроде религии: она должна была обеспечить прочность удержания психологии Homo Soveticus. Поскольку, однако, культура была введена в марксистский словарь Лениным и,
таким образом, освящена, отказаться от этого понятия было уже невозможно. И оно
было сведено к идеологии. Предпосылки к такому сужению понятия содержались уже
в ленинском положении о двух классовых культурах: если культура так тесно
связана с классом, то в ней на первый план выступает то, что носит классовый
характер. Теперь идеологическое в культуре представлялось уже не просто ее
сердцевиной или ее определяющим аспектом, а ее исчерпывающей и единственной
ценностью. Хотя в обиходе существовали и признаки более широкого значения
понятия «культура» (физическая культура — физкультура, материальная культура —
например, Институт истории материальной культуры), в официальном употреблении
понятие означало только духовную культуру, в советском понимании —
идеологическую (отделы культуры, культторги, культтовары, культпросвет, Дворцы
культуры, Министерство культуры, Институт культуры, выпускавший библиотекарей и
клубных работников). Наиболее догматичные философы-истматчики еще долго исходили из того, что система категорий исторического материализма обладает завершенностью. Поэтому, считали они, нужно не вписывать в нее «культуру как новую для этой системы категорию, а выбрать из частных, производных категорий устоявшегося набора ту, которую наиболее целесообразно обозначать термином 'культура'» (Шумаков 1956; 1966; Чесноков 1965; Яковлев 1978). Такой категорией они считали исторический тип духовной жизни общества в ее целостности и внутренней взаимосвязи с ценностными установками на первом плане. Но почему именно эту категорию? Для чего за пределы культуры выводились ее материальные основания — способ производства или даже всё, что именовалось материальной культурой, так что «культура» и «духовная культура» оказывались синонимами? Выгодность этой позиции заключалась в совпадении в обиходным понятием политической практики. 5. Этнизирующие и другие концепции Между тем, ситуация в Сталинской и пост-сталинской империи изменялась, в
силу вступали новые факторы. Перед лицом грозившего, а затем разразившегося
военного противостояния и ввиду слабости надежд на веру всего народа в
коммунистический рай Сталину пришлось быстро забыть ленинские принципы
интернационализма и взять на идеологическое вооружение воспитание
патриотических чувств, национализм. Это сместило акцент в понятии «культура».
Вместо культуры человечества коммунистические идеологи заговорили об этнических
культурах, прежде всего о русской культуре. Это связало определение понятия «культура» с определением понятий «нация» и
«этнос». В руководящем для марксистов того времени сталинском определении нации
одним из конституирующих признаков нации выступала «общность национального
характера, проявляющаяся в общности культуры». Таким образом, в этом смысле
содержание понятия «культура» опять расширилось. Под этнической культурой
имелось в виду уже не только духовное творчество и наследие, но и материальная
культура, поведенческая культура и т.п. Но в таком рассмотрении общее понятие «культура» потеряло значение, культура
как бы расслоилась на множество этнических культур. Такое употребление понятия
стало очень интенсивно практикуемым в таких науках, как этнография (этнология),
археология, история культуры. При этом стало утрачиваться коренное отличие
марксистского употребления этого понятия от практиковавшегося в «буржуазной
науке» такими школами, как романтики, антропогеографы и продолжатели этой
традиции — миграционисты, диффузионисты. Там ведь тоже материал как
правило рассматривается в его распределении по конкретным культурам. Вместе с обиходными употреблениями этнизирующих спецификаций общего понятия, переживших сталинское время, это стало основой для расширения научного понятия «культура» и его обсуждения в пост-сталинское время в марксистской литературе нашей страны. Научные разработки этого понятия стали приближаться к западным. Всё меньше предпринимались попытки найти в марксизме подходящую нишу для этого понятия, все чаще марксистская терминология служила приличной одежкой, маскировавшей полное сходство с западными немарксистскими концепциями. Одни исследователи — историки словесности, искусства, духовной жизни,
разрабатывающие семиотику и структурный подход (Ю.М. Лотман,
Б.А. Успенский, А.Я. Гуревич) — выдвинули семиотическую
концепцию культуры. Они определяют культуру как знаковую систему и в этом
близки западным трактовкам Э. Кассирера и Лесли Уайта. Другие исследователи
(историки культуры Э.В. Соколов, Л.М. Баткин) развили функциональную
концепцию культуры, выдвигая на первое место ее стабилизирующие функции.
Культура выступает у них прежде всего как система норм. Этому близок
А.В. Гулыга, видящий в ней систему запретов. Такое представление о
культуре разными своими сторонами очень напоминает концепции западных ученых от
эволюционистов и романтиков до функционалистов. Третья группа исследователей
(А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер и другие) подчеркивает творческий
компонент в культуре, отстаивая ее динамическую концепцию, и в этом они
сходятся с западными неоэволюционистами. Еще одна концепция, широко
распространившаяся среди философов и этнографов-генерализаторов
(Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, М.С. Каган), определяет культуру
как специфический для человека способ деятельности. Это, так сказать,
антропологическая концепция, имеющая немало общего с концепцией М. Шелера
и А. Гелена. И так далее. Собственной концепции культуры, органически вытекающей из марксистской
системы взглядов, в науке так и не появилось. Это существенно ограничивало
возможности марксизма формировать собственные школы в науках, для которых
понятие культуры является фундаментальным, — в культурной и философской
антропологии, этнологии, археологии, искусствоведении, истории культуры. Встал
вопрос о том, возможно ли это вообще и нужно ли. В нашей стране сама постановка
этого вопроса и отрицательный ответ на него предложены в рамках кардинальной
критики марксизма в эпоху его глобального кризиса последних лет (Клейн 1993:
70 — 80). ЛитератураВопросы 1925. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.-Л. Баллер Э.А. 1969. Преемственность в развитии культуры. М. Карпов Г.Г. 1970. Лекции о культурной революции. Л. Клейн Л.С. 1987. К вопросу о связи культуры и искусства. —
Каган М.С. (отв. ред.). Искусство в системе культуры. Ленинград,
Наука, 1987. С. 22-29. Клейн Л.С. 1993. Феномен советской археологии. Сант-Петербург,
Фарн. Межуев В.М. 1977. Культура и история. М. Орнатская Л.А. 1968. К вопросу о происхождении и формировании
понятия «культура». — Проблемы философии и социологии. Л: 29-36. Соколов Э.В. 1972. Культура и личность. Л. Чесноков Д.И. 1965. Исторический материализм. М. Шумаков М.И. 1956. О роли социалистической культуры в развитии
советского общества. — Ученые записки кафедры философии МГПИ
им. В.И. Ленина, т. XCV, в. 1. Шумаков М.И. 1966. Коммунизм и культура. — Ученые записки МГПИ
им. В.И. Ленина, № 253. Яковлев Б.Д. 1978. Методологические проблемы исследования
социалистической духовной культуры. Л. Kroeber A.L. and
Kluckhohn C. 1952. Culture: a critical review of concepts and definitions. Radcliffe-Brown R.A. 1952. Structure and function in primitive societies. London: Cohen and West.
Статья публиковалась Метафизические исследования. Выпуск 4. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. C. 82–91. | |
11.12.2018 г. | |
Наверх |