ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Исповедание (мир и вера) >> Общество и вера >> Религия в светской школе (опыт Европы и Россия)

Религия в светской школе (опыт Европы и Россия)

Печать
АвторП.В. Герасимов  

Религиозное образование в Европе и перспективы преподавания религиозных знаний в России

Жюль Трайер Бретонская начальная школа, 1882

Введение

Современные политологи считают, что в современном мире религия становится маркером цивилизации[1]. Действительно, практически во всех международных конфликтах в явном или неявном виде присутствует религия. Однако если взглянуть внимательнее, окажется, что конфликт происходит не между разными цивилизациями, а между разным образом жизни, «между религиозным мировоззрением и религиозными сообществами, с одной стороны, и идеологией секуляризма, секуляристским обществом, с другой»[2]. Идеология секуляризма вытесняет на обочину жизни все, что связано с религией, но в результате происходит обратное: увеличение присутствия религии в современном мире.

Пересмотр оценки роли религии в современном обществе осуществили те, кто некогда отрицал эту роль. Европейский идеолог коммунитаризма Юрген Хабермас в 2001 году, назвав современное время эпохой постсекуляризма,  признал неумение секулярной идеологии отвечать на аксиологические вызовы новой эпохи. Питер Бергер, классик социологического подхода к религии, в 70-х годах утверждал, что «религиозные традиции утратили свой характер свободных символов для общества в целом, и общество должно теперь искать интегрирующие символы в каком-то другом месте. Те, кто продолжают придерживаться универсума, определенного религиозными традициями, оказываются в положении когнитивных меньшинств»[3]. И вот он в 1999 году издает книгу, противоположную своим прежним взглядам: Desecularization of the World.

Ужасы мировых войн вызвали шок в протестантской мысли. Атмосфера Первой мировой войны побуждает Карла Барта[4] назвать религию Вавилонской башней, чисто человеческим изобретением, вызовом, брошенным Богу (лекция «Праведность Бога», 1916 г.). А накануне Второй мировой войны в 1932 г. Барт даёт название главе Церковной догматики «Откровение Бога как отмена религии»[5]. Арестованный в 1943 году в Германии Дитрих Боннхёффер[6] из застенков гестапо призывал к «безрелигиозному христианству»[7]. Альберт Швейцер писал в 1934 году: «Религия оказалась бессильной сопротивляться тому духу, благодаря которому мы оказались втянутыми в войну. Она была побеждена этим духом. Она не смогла ничего противопоставить антигуманным и неразумным идеалам, породившим войну, и, когда война разразилась, религия капитулировала»[8]. В 60-е - 70-е годы в США под натиском секуляризма возникает теология «смерти Бога» и теология «смерти теологии». «Из уст западных теологов прозвучал столь отрадный для секулярного мира соглашательский тезис о гибели институциональной религии», - пишет А.В. Журавский[9]. Однако в конце XX века стало очевидно, что во всех странах мира набирает силу противоположная тенденция - тенденция религиозного возрождения, возврата духовности, т.е. десекуляризация и, следовательно, ресакрализация общества. Это видно не только на примере нашей страны, но и в США, и в Европе, в исламских и азиатских государствах. Во многих обществах даже политические реформы проходят при непосредственном участии представителей конфессий. Недавно выдавленные на обочину социума, религиозные идеи вновь становятся в центре внимания. XX и XXI столетия породили потоки эмигрантов и иммигрантов. Смешение культур и религий и порожденных ими менталитетов заставляет осмыслять религиозную составляющую современного общества. Обилие новых религиозных движений (сект) вызывает необходимость вспомнить традиционные религиозные системы. Можно так перефразировать древнюю мудрость: «Скажи мне, какова твоя религия, и я скажу кто ты».

«В этих условиях, - считает А.В.Журавский, - роль религиозного образования, а точнее, преподавания знаний о религии, становится чрезвычайно актуальной задачей для гражданского общества». Конечно, невозможно придумать универсальный канон знаний о религии, подходящий для всех обществ, как некогда не удался проект создания универсального общечеловеческого языка эсперанто. Объективные политические различия, разные культурные уклады, локальные особенности этносов не позволяют осуществить такой проект. Но перед современным обществом стоит задача - найти оптимальный способ преподавания этих знаний, не ограничивая многообразия форм представления этих знаний в разных социокультурных и цивилизационных условиях. 

Актуальность для России

 

urok.jpg

Иван Владимиров, "Уроки грамоты у дьячка", 1913

Эксперимент по введению преподавания религии в светских школах начался в нашей стране в апреле 2010 года. Однако многие эксперты и руководители образовательных учреждений с сомнением относятся к самой идее прихода религии в светскую школу. Несмотря на то, что решение вынесено, споры не прекращаются. В связи с этим неудивительно, что взгляды обращаются к Европе - к тому самому Западу, от которого наша страна восприняла идею секуляризации культуры и осуществила ее на практике в виде научного атеизма. Как же в Европе обстоят дела с преподаванием религии в школах?

 

Преподавание религиозных знаний в Европе

 

Европейский опыт преподавания религии в школах очень разнообразен. В каждой европейской стране существует не менее одного института изучения преподавания религии в государственных школах. На эту тему проводятся международные конференции и семинары[10]. Выполняются социологические исследования, пишутся статьи и монографии[11]. В настоящей статье будут затронуты только некоторые материалы, представленные в Интернете[12]. 

 Англия. Акт об образовании 1996 года и Акт о школьных стандартах 1998 года обязывают все школьные программы содержать религиозный компонент. Закон об образовании гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране»[13]. В государственных школах Великобритании не только в обязательном порядке осуществляется религиозное образование, но практикуется обязательная коллективная христианская молитва[14]. Отказ от религиозного компонента, так же, как и отказ от молитвы, возможен только по согласованию со школьными властями. Полный отказ не приветствуется, рекомендуется замена. Помимо государственных действуют религиозные школы, например исламские, которые имеют право получать (и получают) финансирование  от государства. Преподавание религии в них регулируется особым образом[15]. 

 Канада принадлежит к числу стран с параллельной школьной системой, где учебные заведения с религиозной направленностью финансируются наравне со светскими (общественными) из одного и того же бюджета на образование (только 2 провинции не оказывают финансовой поддержки школам с религиозной направленностью). Более 40% всех учащихся (свыше 2 млн.) посещают христианские школы. Из них 90% учатся в католических школах, а оставшиеся 10% ходят в протестантские. ... Квалификация учителей соответствует единым стандартам. При этом Канада среди стран "большой семерки" имеет самые высокие расходы в сфере образования. Например, в 1994 г. в Канаде истрачено на образование 7,3% валового национального дохода страны, в то время как в США - 6,8%, в Германии - 5,7%, в Японии - 4,9%, а в Великобритании - 4,1%[16]. 

В Германии, где  еще с XVI века с известен принцип «чья власть, того и религия», ответственность за регулирование правового статуса церквей возлагается на земельные органы власти. Федеральные земли заключают договора с земельными протестантскими церквями и конкордаты с Католической церковью. Между двумя главными церквями Германии - Евангелической и Римо-католической - заключен договор о совместном ведении образования. Статья 7 § 3 Основного закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (за исключением нерелигиозных школ). «Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ», - пишут исследователи[17]. С 12 декабря 1999 года в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного закона) религиозный предмет является обязательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга, преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этическо-морального мироощущения. В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах.

Школьник в Дюссельдорфе обязан не только сдать свой конфессиональный предмет для получения аттестата зрелости, но еще и обязательный общеобразовательный предмет - христианскую этику, т.к. Германия признает себя государством христианским. 

Согласно Конституции Испании, «Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям»[18]. В соответствии с законодательством Испании, «религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей». Религия в Испании преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией. Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях, включая в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.

Технические вопросы религиозного образования регулируются церковно-государственными соглашениями, актами конкордата. Многие вопросы передаются церковным общинам. Например, общине Мадрида был передан ряд полномочий в области управления образованием. Папский престол заключил с Испанским государством множество законов, декретов, приказов, касающихся вопросов детского, начального, среднего, высшего образования, регламентирующих порядок осуществления образования, состав и режим преподавания учебных предметов, регламентирующих трудовую деятельность преподавателей и их участие в управлении образованием.

В последнее время в Испании шла дискуссия о целесообразности преподавания религии в школе, инициированная атеистическими кругами страны. Однако, как пишет испанская исследовательница Г.М.Моран, в Испании «тесные связи государства с Католической Церковью, глубоко традиционные для истории страны, не могли быть устранены при помощи закона, поскольку они обусловлены культурой самого общества».[19] 

В Польше религиозным предметом является католический Закон Божий. Он столь же обязателен для изучения, как польский язык или математика и изучается в сетке обязательных общеобразовательных дисциплин. Преподавание для детей других вероисповеданий осуществляется, если учеником не менее 3-х. В противном случае организуются совместные курсы для учеников нескольких школ. Однако каждый школьник обязан изучить курс своей религии. Сегодня в Польше более 500 000 православных. Все они обеспечены правами и возможностями изучения своей религии. В Польше законность и право религиозного преподавания не только гарантированы государством, но и обеспечиваются на практике. 

Чрезвычайно интересен опыт Бельгии. Включение религиозного образования в обязательную программу школьных дисциплин основано на статьях 18 и 26 Всеобщей декларации прав человека, статьях 29 и 30 Международной конвенции о правах ребенка, статьи 24 Бельгийской конституции, на закон от 29 мая 1959 года, называемый «Школьным пактом», а также на законодательные акты субъектов федерации. Кроме того, право на религиозное образование в школах четко разъясняется в официальном пособии Министерства образования страны, названном «Предметы морали и религий. Образовательное поле»: «В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии или морали могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию и помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами. Для выполнения этой цели уроки религии должны... базироваться на образовательной педагогике, в соответствии с культурным наследием и местным контекстом. Предлагая каждому точку опоры для личного возрастания, религиозная педагогика преследует цель помочь юношеству не впасть в конформизм и научиться приспосабливаться, а подготовиться к самостоятельной жизни».

Конституция Бельгии и «Школьный пакт»[20] «предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же «светской моралью») для обязательного изучения в рамках школьной программы по два часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе - с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, Православия, иудаизма, ислама и «светской морали». Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на уроки по изучению основ той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика, ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников»[21]. Процентное соотношение учеников соответствует статистическим данным по вероисповеданию: от более чем 50% изучающих католицизм до 1% изучающих Православие. Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих конфессий. Ученики сдают по основам религии экзамен, отметка ставится в аттестат.

Православная Церковь, признанная государством в 1985 году, преподает «Основы Православия» в Бельгии с 1989 года. 

Франция представляет собой строго секуляризованное государство, резко отличаясь этим от других европейских государств. Однако в настоящее время государство стремится вернуть религиозное образование в государственную школу. Испытывая деструктивное влияние новых религиозных течений и давление усиливающегося  исламского фактора, французы начинают понимать, что для того, чтобы сохранить собственную идентичность, необходим возврат к истокам французской религиозной и культурной традиции, коренящейся в лоне Христовой Церкви.

Огромное число официальных сайтов государственных и частных школ Европы, как религиозных, так и нерелигиозных, содержит массу интереснейшей информации об особенностях преподавания религии на всех уровнях образования. Однако анализ этой информации не входит в задачу данной статьи. 

Выводы

Исследователи европейского опыта преподавания религии в государственных школах приходят к выводу: «... практика преподавания религии в школах согласно конфессиональному выбору учащихся является повсеместной для европейских стран. Для Германии, Испании, Польши, Бельгии, Великобритании, Италии и многих других стран Восточной и Западной Европы ... преподавание конфессиональных дисциплин является важнейшей, неотъемлемой частью государственной политики в области образования, с помощью которой достигается религиозно-этическое воспитание и духовное развитие школьников. Положительные свойства религиозного воспитания и образования в рамках уважаемых в данных государствах религиозных традиций используются в полной мере, а само усвоение этих традиций рассматривается как один из фундаментов формирования человеческой личности и достойного члена общества и гражданина своего государства»[22].

В европейских государствах сложилась устойчивая модель обеспечения права на изучение религии согласно собственному мировоззренческому выбору в светской государственной школе. Эта модель характеризуется следующими признаками:

1) уроки религии помещены в большинстве стран Европы в сетку обязательных дисциплин наравне с другими предметами. Ученик волен, согласно собственным религиозным убеждениям и традиции своей семьи, выбирать ту религию, уроки которой он желает изучать.

2) В школьной программе преподаются конфессиональные предметы как сугубо религиозного (Закон Божий), так и культурологического характера (Основы православной культуры). Ведутся уроки конкретной религии, которые не подменяются религиоведческими (внеконфессиональными) курсами.

3) Преподавание религии ведется в тесном сотрудничестве с представителями конфессий, которые и обеспечивают главный объем преподаваемых знаний.

4) В европейских государствах -  христианских по своей культуре и истории - преобладает преподавание именно христианства (католицизма или протестантизма), как главной, культурообразующей религии.

В этой модели невооруженным глазом видны два подхода:

А) причина выбора именно конфессиональных курсов в том, что религиоведение - чисто информативный курс, а изучение конкретной религиозной традиции - курс, позволяющий решать в первую очередь воспитательные задачи, поставленные перед школой;

Б) христианство (католицизм или протестантизм) однозначно признается основой в преподавании религиозных предметов независимо от страны и ступеней образования.

Действительно, в Европе, с ее традицией образования, прекрасно осознают, что одна выхолощенная информация неспособна сделать из человека полноценную личность. Стоит вспомнить знаменитый фантастический рассказ С.Гансовского «День гнева», по которому режиссером Суламбеком Мамиловым в 1985 году был снят одноименный фильм. В эпиграф рассказа вынесен вымышленный диалог с отарком: «Председатель комиссии: Вы читаете на нескольких языках, знакомы с высшей математикой и можете выполнять кое-какие работы. Считаете ли вы, что это делает вас Человеком? Отарк: Да, конечно. А разве люди знают что-нибудь еще?» Мудрецы говорили: «Острый ум без облагороженного любовью сердца есть кинжал в руке убийцы»[23]. И оказывается, что в Европе задача облагораживать любовью сердце человека возложена на преподавателей конфессионально оформленных религиозных знаний.

 

Перспективы преподавания религиозной культуры в России

Каковы перспективы преподавания религиозных знания в России? С правовой точки зрения это уже не вопрос. Государством он не только решен положительно, но дано прямое указание к его исполнению. Время сомневаться и готовить концепции введения религиозного образования в школы уже прошло. Приказы, как и законы, не обсуждаются, а исполняются.

Само население России давно и с нетерпением ждет исполнения этого закона, потребность в религиозном образовании как у самих учеников, так и у их родителей давно перестала быть предметом дискуссий. Многочисленные заявления и просьбы родителей и учеников предоставить им возможность получения религиозных сведений именно в школах - тому свидетельство.

В какой форме это должно осуществиться? Заместитель директора департамента межнациональных отношений А.В.Журавский считает: «Очевидно, что преподавание знаний о религии в светской школе может быть трех типов:

а) преподавание знаний о религии как знаний об Истине (вероисповедный подход);

б) преподавание знаний о религии как культурной традиции, значимой наряду с другими религиозными традициями (культурологический подход);

в) философско-мировоззренческий подход, когда знания о религии преподаются как мировоззренческая и смысложизненная проблема, через вопросы аксиологического и экзистенциального характера».

«Убежден, - говорит Журавский, - что с учетом регионального социокультурного многообразия страны, должно иметь место многообразие форм присутствия знаний о религии в светской школе»[24].

Следует ли сотрудничать с представителями религиозных конфессий? Здесь можно провести аналогию с преподаванием иностранного языка. Невозможно преподавать иностранный язык вообще - его не существует. Всегда язык - это конкретный язык со своими литературными и культурно-историческими корнями, особенностями. Среди преподавателей языка всегда наиболее ценятся носители языка. Именно те, для которых этот язык родной, наиболее хорошо могут его преподать. В преподавании религии - тот же принцип. Нет религии вообще. Преподавание религии с арелигиозной, атеистической точки зрения - это тоже своего рода конфессиональный подход. В Европе лаицимз (атеизм) воспринимается как особый вид конфессии, как нетеистическая религия. Преподавание религиозной культуры незаинтересованным человеком, так сказать, «беспристрастным», равносильно преподаванию предмета человеком равнодушным, незаинтересованным в предмете. Поэтому необходимость непосредственного сотрудничества государственных образовательных учреждений с религиозными организациями не может быть оспорена. Безусловно, это следует делать на высоком профессиональном уровне, следить за соответствующей квалификацией специалистов. Однако в процесс преподавания необходимо должны войти представители конфессий.

Наконец, преподавание религии в России должно учитывать, что Россия - как и Европа - исторически и культурно в первую очередь христианская страна. Христианство в его православном воплощении для нашей Родины есть государство- и культуро-образующая религия. Поэтому, чтобы преподавание религиозной культуры выполняло свою главную роль - воспитывало российских граждан, патриотов нашего собственного государства, наследников российской культуры, необходимо вести религиозное образование на основе религиозных идей, оформивших наше Отечество и определивших современный облик российского государства.

 

Заключение

22-23 февраля 2006 года в Казани состоялся международный семинар на тему: «Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий», организованный Комиссариатом по правам человека Совета Европы. Работа семинара проходила по трем сессиям, одна из которых называлась: «Преподавание основ религии в школах государств-участников Совета Европы: современное положение». По результатам обсуждения участники семинара приняли итоговый документ, в котором, в частности, говорится: «В эпоху, которая больше, чем когда бы то ни было, характеризуется движением стереотипов, которые поразили некоторые слои европейского населения, вопрос недостаточного знания другого человека - его культуры, религии, традиций - находится в центре размышлений. Таким образом, ... такое знание является основой уважения других людей, их человеческого достоинства и убеждений. Религиозный мир и мир образования должны предпринять определенные усилия, для того, чтобы в государственный школах организовать изучение религии, включающее основы вероисповеданий и их гуманитарный аспект»[25].

Нам стоит приложить все усилия для того, чтобы мир образования и религиозный мир встретились в государственных школах.

 

 Об авторе: П.В.Герасимов, проректор ХДС по учебной работе.

Сообщение сделано на круглом столе «Преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школе». Хабаровская духовная семинария. Хабаровск, ул.Тургенева, 26. 02.10.10.

[1] Сэмюэль Хаттингтон (1927-). Йельский университет - бакалавр. Чикагский - магистр. Работал в отделе планирования Совета безопасности США. Президент Американской ассоциации политических наук. Создатель концепции «Столкновение цивилизаций» (вслед за Тойнби). Автор «оси зла». В 2004 году обратил внимание на потом эмигрантов, противостоящих традиционной культуре США.

[2] Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года. (http://www.pandia.ru/text/77/323/46585.php). Александр Журавский (1970-). Окончил Казанский авиационный институт им. Туполева и Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Проректор Казанской духовной семинарии, в 2000 году защитил в Институте российской истории РАН диссертацию на степень кандидата исторических наук, в ПСТБИ - кандидата богословия. В настоящее время работает в Большой российской энциклопедии и в Церковно-научном центре "Православная энциклопедия". Заместитель директора департамента межнациональных отношений.

[3] Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. № 32. 2003. С.20.

Питер Бергер (р. 1929) - американский социолог, один  из главынх представителей феноменологического направления в социологии. Занимается анализом религиозной жизни США, историей и социологией религии. Пытается раскрыть социальные функции религии, главная из которых оправдание существующего порядка. Считает, что с помощью религии можно решить социальные проблемы США. Стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе.

[4] Карл Барт (1886 -1968). Кальвинистский теолог, один из основателей диалектической теологии.

[5] МакГрат А. Введение в христианское богословие, гл.15 (http://www.reformed.org.ua/2/181/18/McGrath ).

[6] Дитрих Бонхёффер (1906-1945). Немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора. Отрицал божественную природу Христа, историчность воскресения Христа. Утверждал, что «Бог учит нас, что мы должны жить как те, кто прекрасно может обойтись без Бога. Бог, Который с нами, это Бог, Который нас оставил».

[7] МакГрат А. Введение ... гл.15.

[8] Швейцер А. Религия в современной культуре // The Christian Century, N.-Y. 21 и 28 ноября 1934 г. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Schweitzer/Relig_Kult.php )

[9] Журавский А.В. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент. 2004. № 120. (http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17-pr.html ).

[10] Международная научная конференция "Религиозное образование в Европе в XVI-XXI вв." Русская христианская гуманитарная академия (http://rchgi.spb.ru/science/sience_research/scientific_conferences/Roma/index.php дата обращения 01.10.10.); Международный семинар «Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий». 22.02.2006. Министерство регионального развития Российской Федерации. Архив новостей. http://archive.minregion.ru/WorkItems/NewsItem.aspx?NewsID=193 (дата обращения 01.10.10).

[11] Понкин И. Преподавание знаний о религии в светской школе: обзор европейского опыта (http://dlib.eastview.com/browse/doc/11368701); Religious Instruction in State Schools: Germany vers France  (Религиозное обучение в государственных школах: Германия против Франции http://www.religlaw.org/index.php?blurb_id=734&page_id=25 ); Teaching about religion in the French education system (Преподавание религии во французской системе образования, http://www.springerlink.com/index/t765m1p08720173q.pdf ); Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools (Толедские руководящие принципы по обучению религии и убеждений, http://www.osce.org/item/28314.html?ch=993 ).

[12] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства (http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=854); Виноградов Е. Религия в школе: немецкие эксперты готовы поделиться опытом с Россией (http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5282995,00.html ).

[13] Пункт 3 статьи 375 части 3 Закона об образовании 1996 года Великобритании.

[14] Англиканство: современные религии в Великобритании ( http://engchurch.fromru.com/modern03.htm).

[15] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства. Ч.1. http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=854 (дата обращения 01.10.10.)

[16] Дж.Келли, Р.Данко, Е.Корзинский.  Образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития (http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191426600&archive=&start_from=&ucat=& ).

[17] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии... Ч.1.

[18] Там же.

[19] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии... Ч.1.

[20] Федеральный закон страны от 29 мая 1959 года.

[21] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства. Ч.2. http://oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=859 дата обращения 01.10.10.

[22] Писенко К., к.юр.н. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства. Ч.2. http://oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=859 дата обращения 01.10.10.

[23] Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей / Сост. Свящ. Серафим (Борзецовский). М., 2008, с. 33.

[24] Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года. (http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Zhuravskiy_22022006.doc?AttachID=244., дата обращения 01.10.10.).

[25] Международный семинар «Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий». 22.02.2006. Министерство регионального развития Российской Федерации. Архив новостей. http://archive.minregion.ru/WorkItems/NewsItem.aspx?NewsID=193 (дата обращения 01.10.10).

 

П.В.Герасимов, проректор ХДС по учебной работе. Сообщение на круглом столе «Преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школе». Хабаровская духовная семинария. Хабаровск, ул.Тургенева, 26. 02.10.10.

Доклад публиковался на сайте Православие на Дальнем Востоке


04.10.2010 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение