ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Общество >> Помощь семье не должна превращаться в насилие

Помощь семье не должна превращаться в насилие

Печать
АвторМаксим Благих, CitizenGO  
citizengo.jpg

Представителю интернет-платформы CitizenGO обещали, но не предоставили слова на Круглом столе "Комплексное сопровождение семьи как механизм профилактики социального сиротства: правовое регулирование и успешные практики", проходившем в Общественной Палате РФ 2 апреля 2019 г. Выступали же в основном представители ювенальных организаций. Ниже мы публикуем текст несостоявшегося выступления с незначительными сокращениями.

C темой профилактики так называемого «социального сиротства» и социального сопровождения семьи связаны серьезные проблемы, о которых мы считаем нужным здесь напомнить.

1. Очень часто речь идет о ситуациях, когда семьи, фактически, принуждаются к получению социальных услуг. Их вынуждают участвовать в так называемом «социальном сопровождении», заключать договоры о социальном патронате и т.п.

2. Также есть ситуации, когда получение семьей действительно необходимой помощи обусловливается согласием на принятие других услуг, которые семья получать не хочет. Т.е. некая семья может нуждаться в материальной помощи, но она ее получит, только если заключит договор на полное социальное сопровождение.

3. Наряду с прямым принуждением распространено косвенное. К примеру, классическая ситуация – родители под давлением дают якобы добровольное согласие на временное помещение детей в социальные центры, потому что опасаются, что их лишат родительских прав или отберут детей силой.

Создается впечатление, что многие организации и структуры, работающие в сфере защиты детства, искренне убеждены, что ради мнимого благополучия детей можно полностью пренебрегать правами семьи в целом. Но это, разумеется, не так.

Такой подход - не помощь, это фактически насилие над семьей. Это неуважение к семье и ее автономии, к основополагающим правам родителей и детей. Такую ситуацию мы считаем совершенно ненормальной.

Также трудно не прийти в ужас, знакомясь со стандартами «профилактических услуг по предупреждению социального сиротства», разработанных и активно продвигаемых Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, который годами работал с опорой на зарубежную помощь. В случае своего реального применения эти стандарты создадут (как это уже произошло в некоторых странах!) ситуацию тотального контроля над семьей.

А это неминуемо приведет к полной аннуляции конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, конституционной презумпции добросовестности родителей при осуществлении своих родительских прав и прав семьи в целом.

Только на нашей платформе тысячи граждан требовали отказа от подобных стандартов и подходов. Но их голоса – а это, прежде всего, голоса родителей – очевидно, не принимаются во внимание ни организациями, которые распространяют эти стандарты и подходы, ни органами власти, которые прислушиваются к советам этих организаций.

Очевидно также и то, что собственные представления о том, как надо защищать детей, для них важнее реальной воли гражданского общества, представленного российскими семьями. Во внимание не принимается также и мнение детей. А ведь большинство детей отрицательно относятся к постороннему вмешательству в жизнь семьи. Они не желают подобной «псевдо-защиты» и не нуждаются в ней. А разлучение с семьей, даже на время, и вовсе наносит ребенку непоправимую травму и совершенно точно не является для него благом.

В государственных документах, посвященных семейной политике, много говорится о необходимости повышения уважения к семье и родительству и о сути, о самом главном: государственная концепция семейной политики провозглашает принцип презумпции добросовестности родителей и автономии, самостоятельности семьи в принятии решений, касающихся ее жизни.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в ст. 4 провозглашает добровольность базовым принципом социального обслуживания в нашей стране. А статья 9 этого закона гарантирует право получателей социальных услуг на отказ от них.

Мы, вместе с тысячами граждан России, настаиваем на том, чтобы эти базовые принципы неукоснительно соблюдались.

Резюмирую. Разрабатывая те или иные стандарты нужно четко понимать:

1. Помощь может быть только добровольной и от нее любая семья вправе отказаться.

2. Когда семье оказывается помощь, она должна быть такой, какую просит семья, а не той, какую считает нужным продвигать та или иная организация.

3. Что хорошо семье и детям в ней знает только семья, родители с детьми в этой семье.

4. Любые попытки прямого или косвенного принуждения семей и родителей к получению социальных услуг должны влечь за собой серьезную ответственность должностных лиц.

Сцена из спектакля Я хочу домой

Сцена из спектакля "Я хочу домой"
2015 г. по пьесе Сергея Михалкова,
постановка народного детского театра-студии «Мистерия» (Тверь)


09.04.2019 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение