ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  

Сколько авторов у «Беовульфа»?

Печать

Применение статистических методов показывает, что у древней англосаксонской поэмы автор был один. 

Владимир Носков Иллюстрация к Беовульфу, 1975

«Беовульф» известен уже более двух столетий и считается значимым явлением в мире английской литературы, но вокруг него по-прежнему не утихают научные споры. Дебаты идут, в том числе, между теми, кто утверждает, что  эта  эпическая поэма имеет одного автора, и теми, кто придерживается мнения, что известный нам текст «сшит» из нескольких источников.

Очередную попытку разрешить этот спор предприняла международная группа исследователей, применив для этой цели методику компьютерного анализа. Используя статистический подход, называющийся стилометрия, который учитывает различные аспекты текста, начиная от метра стиха и заканчивая количеством повторений различных слов и даже комбинаций букв, исследователи нашли новые доказательства того, что Беовульф - работа одного автора. Результаты представлены в статье от 8 апреля 2019 г., опубликованной в журнале Nature Human Behavior.

Мэдисон Кригер, один из авторов исследования рассказывает: "Мы рассмотрели текст в четырёх планах. Во-первых, каждая строка имеет метр. Во-вторых, многие строки имеют то, что мы называем смысловой паузой, которая представляет собой небольшую паузу между предложениями, похожую на те паузы, которые мы обычно маркируем пунктуацией в современном английском. Мы также рассмотрели аспекты выбора слова. Но, оказывается, один из лучших показателей, поддающийся измерению, находится на уровне не слов, а буквенных сочетаний. Поэтому мы подсчитали все случаи использованных автором  комбинаций - "ab", "ac", "ad" и так далее."

Проработав «Беовульф»  по каждому из выбранных показателей (метр, смысловые паузы, словарь, буквенные сочетания), исследователи получили, что текст поэмы последователен на всё своём протяжении, и это -  аргумент в пользу теории единого автора. Передвигаясь по тексту через места предполагаемых разрывов, можно увидеть, что «Беовульф» сохраняет однородность по всем показателям. Никаких существенных стилистических сдвигов в этих точках не отмечается.

Данное исследование - очередная попытка разрешить загадку «Беовульфа»..

«Есть два больших спора о «Беовульфе», - объясняет Кригер. -  Первый - когда он был написан, потому что дата создания влияет на наше понимание того, как «Беовульф» должен быть интерпретирован. Например, важным вопросом является, близко или далеко эта поэма отстоит от обращения в христианство».

А вот второй спор посвящён как раз вопросу об авторстве.

«Первое издание, доступное широкой общественности, вышло в 1815 году, и почти сразу  единство поэмы подверглось атаке", - говорит Кригер. - "Со школьной скамьи все помнят битву с Гренделем, его матерью и ещё, возможно, с драконом, но если вы вернётесь к тексту и перечитаете всю поэму, обнаружатся странные куски, например, о том, как хорош Беовульф в плавании, и другие части, которые уводят в прошлое на сотни лет и говорят о королях-героях, якобы не имеющих ничего общего с историей». В глазах современного читателя «Беовульф» кажется очень разрозненным.

Одно из оснований, вызвавших дебаты о цельности поэмы, можно увидеть, просто взглянув на текст.

«Почерк другой, - говорит Кригер. -  При этом почерк писца может прерваться в месте, которое я бы назвал случайным, - посередине предложения или на предложении, которое не является действительно важным, и далее продолжает уже другой. Понятно, что второй писец читал то, что написал первый; поэтому, хотя в настоящее время никто не говорит о том, что эти два парня были разными поэтами или ими в этом случайном месте в середине предложения были объединены части поэмы, это помогло сложиться представлению, в соответствии с которым написание Беовульфа, как и, возможно, его оригинальная композиция, было долгой и совместной работой.

В XIX веке среди ученых преобладало мнение, что поэма должна быть произведением нескольких авторов. Только в начале XX века другой автор, чье имя почти синонимично эпике, начал оспаривать эту идею.

Как его звали? Дж. Р. Р. Толкин.

Толкин был одним из величайших поборников теории единого автора. Он был выдающимся исследователем Беовульфа и в 1936 году написал эпохальную работу "Беовульф: монстры и критики", которая позволила возродить идею, что перед работа одного человека».

По словам Кригера, Толкин основывал свою аргументацию на том, как в тексте поэмы отражается христианство..

«Христианизация Беовульфа очень интересна, потому что каждый персонаж в нем - язычник, даже в этих странных отступлениях", - говорит Кригер. - "Беовульф сам - из южной Швеции и отправляется в Данию, чтобы помочь другим языческим германским народам бороться с монстрами... но все это излагается с христианской точки зрения и пропитано христианским языком». Результаты исследования подтверждают точку зрения Толкина с нового ракурса. «Аргументация, основанная на содержании поэмы или её предполагаемой авторской системе взглядов, конечно, крайне важна, но не менее важны аргументы, основанные на мельчайших стилистических деталях. Последние, к тому же, обладают такими достоинствами как  проверяемость и измеряемость».

Признавая, что новое исследование вряд ли станет концом дебатов об авторстве «Беовульфа», Кригер считает, что оно может пролить новый свет на английские литературные традиции.

«Если мы действительно считаем, что это единая цельная работа одного человека,  то что означают имеющиеся в ней эти странные части?» - спрашивает он. - «Возможно, один из самых больших выводов, который можно сделать, - это понимание того, как структурировали историю тогда. Может быть, мы просто потеряли способность читать литературу так, как ее понимали люди в то время, и мы должны попытаться понять, как эти части на самом деле вписываются в историю».

На основе:  https/www.sciencedaily.com/releases/2019/04/190408114022.htm


13.04.2019 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение