ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Общество >> Практика выживания >> Взаимодействие с человеком стало предметом роскоши

Взаимодействие с человеком стало предметом роскоши

Печать
АвторНелли Боулз  

Прежде экраны были признаком элитарности. Теперь статус подчёркивают тем, что их избегают. 

Павел Кучинский - Клик, 2019

Жизнь для всех (кроме очень богатых) – новый физический опыт, новые навыки, жизнь и смерть – становится опосредованной через мобильные устройства.

Гаджеты не только дешевы в производстве, они делают дешевле другие вещи. Любой дисплей – в классах, больницах аэропортах, ресторанах – сокращает расходы. Сама текстура жизни становится гладкой, как стекло.

Но богатые живут иначе: они боятся гаджетов и хотят, чтобы их дети играли в кубики. Поэтому все популярнее частные детские сады, где гаджетов нет. Люди дороже техники, и богатые хотят и могут позволить себе людей. Межличностные отношения, подразумевающие жизнь без смартфонов, отказ от социальных сетей и электронных сообщений, стали символом статуса.

Все это привело к появлению новой реальности, в которой человеческий контакт – предмет роскоши.

Чем больше гаджетов появляется в жизни бедных, тем меньше их становится у богатых. Чем ты богаче, тем больше усилий ты прикладываешь, чтобы жить без гаджетов.

Милтон Педраца, глава Luxury Institute, консультирующий компании по вопросам, связанным с образом жизни богатых и их тратам, выяснил, что у людей с большим достатком востребованы живые коммуникации.

«Мы видим, что человеческое общение становится предметом роскоши», – говорит Педраца.

Предсказание экспертами повышение трат на опыт вроде путешествий или изысканной кухни сбывается, и Педраца видит в этом ответ на распространение гаджетов.

«Теперь все – институты образования, здравоохранения и т.д. – стремятся сделать взаимодействие более человечным», – говорит Педраца.

Это – резкая перемена после компьютерного бума 1980-х, когда личные компьютеры были символом достатка и власти. Компьютерные первопроходцы тратили свои доходы на новейшие гаджеты и кичились ими. Первый Apple Mac был произведен в 1984 году и стоил около $2,5 тыс., что в пересчете на сегодняшние деньги составляет $6 тыс. Сегодня лучший ноутбук – если верить Wirecutter, сайту обзоров, принадлежащему New York Times – Chromebook, стоит $470.

«Когда-то пейджеры были важны, потому что их наличие демонстрировало занятость обладателя, – утверждает Джозеф Нунз, заведующий кафедрой маркетинга в Университете Южной Каролины, специализирующийся на статусном маркетинге. Сегодня, уверяет он, верно обратное: «Если ты в самом деле у руля, тебе не надо никому отвечать. Им надо отвечать тебе».

Интернет-революция демократична. Facebook и Gmail одинаковы для бедных и богатых и бесплатны. В этом что-то от масс-маркета, и это непривлекательно. Исследования показывают, что в трате времени на эти сервисы есть что-то нездоровое – от них начинает попахивать душком низкопробности, бедности, как от табачной зависимости или любви к газировке – и богатые стремятся оградить себя от подобного.

У богатых есть возможность отказаться от необходимости  продавать свои данные и свое внимание, у бедных такой возможности нет.

Воздействие гаджетов начинается смолоду. И дети, проводящие за смартфонами больше двух часов в день, получают более низкие баллы на тестах – об этом говорит исследование, проведенное при поддержке Национальных институтов здравоохранения, включавшее изучение поведения более одиннадцати тысяч детей. Хуже того, исследование показывает, что у некоторых из таких детей происходит преждевременное истончение коры головного мозга. У взрослых подобное исследование выявило корреляцию между проведением времени за смартфоном и развитием депрессии.

Если верить педиатру Димитри Кристакису из детского госпиталя в Сиэтле, ведущему автору методичек Американской академии педиатрии по времени, младенец, играющий в кубики на iPad, не может построить пирамидки из настоящих кубиков.

В маленьких городках вокруг Вичиты (Канзас), в штате, где школьные бюджеты были такими низкими, что Верховный суд принял решение признать их неадекватными, уроки были заменены работой на ноутбуках, и теперь большая часть учебного дня проходит в тишине. В Юте тысячи детей с ноутбуков проходят короткие персональные дошкольные программы, разработанные государством.

Корпорации много работали над тем чтобы вынудить школы купиться на программы типа «каждому ученику по ноутбуку», утверждая, что это поможет детям подготовиться к их будущему-у-экрана. Но люди, которые на самом деле определяют будущее, воспитывают детей не так. В Кремниевой долине время проведенное за экраном гаджета рассматривается как вредящее здоровью. Здесь же в местной школе Waldorf обещают воспитывать детей в почти исключительно «аналоговом» ключе. Так что в то время как дети богатых родителей проводят у мониторов и экранов меньше времени, дети бедных – наоборот, больше.

Способность к межличностной коммуникации стала новым опознавательным знаком высшего общества.

Человеческое общение, конечно, пока еще не то же, что органическая еда или сумка от Birkin. Но касательно времени у экранов с подачи воротил Кремниевой долины произошла путаница. Бедным и среднему классу говорят, что гаджеты полезны и важны для потребителей и их детей. В штате крупных компаний существуют целые отряды ученых, усиленно работающих над тем, чтобы вы не отрывали взгляда от экрана так долго, как это возможно. Так межличностный контакт становится все более редким.

«Штука вот в чем: не все хотят общаться вживую, а вот люксовые товары хотят все, – утверждает Шерри Такл, профессор социальных наук и технологий Массачусетского технологического института. – Все тянутся к привычному, то есть к экранам. Это как тяга к фастфуду». Поэтому бедным людям и среднему классу отказаться от гаджетов так же сложно, как отказаться от фастфуда, если это единственный ресторан в городе. Даже если кто-то не хочет быть онлайн, часто это просто невозможно.

Спинки сидений оснащены экранами, на которых крутят рекламу. Родители обычных школьников могут не хотеть, чтобы их дети учились с экранов, но если школа входит в программу «каждому ученику по ноутбуку», у них нет выбора.

Существует, правда, небольшое движение за «право на офлайн», которое позволило бы работникам отключать телефоны, но пока что сотрудник компании может быть наказан, если отключает телефон, и с этим сотрудником нельзя связаться.

Существует опасность, что в нашей культуре изоляции, благодаря которой уже исчезли многие традиционные места коллективного отдыха и социальные структуры, гаджеты приведут к появлению полного вакуума.

Павел Кучинский Изоляция

Павел Кучинский "Изоляция", 2018

Первоисточник: NYT  

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение